— Лев Исаакович, как Вы относитесь к возможной передаче памятников трех крупнейших музеев-заповедников в ведение Русской православной церкви?
— Я в состав Согласительной комиссии не включен, но ситуацию в музеях я знаю хорошо, и она очень разная.
История Ростовского музея начиналась достаточно трагично. Уникальный ансамбль подворья, в котором насчитывается 14 памятников истории и архитектуры, готовили на слом, и только благодаря вмешательству общественности — историков-краеведов, Ярославо-Ростовского Владыки, который способствовал передаче в фонды создающегося музея предметов из рухлядных храмовых кладовых, его удалось спасти.
Домовые храмы митрополита Ионы Сысоевича никогда не были приходскими, поэтому сегодняшнее стремление получить их в епархию несколько странно. Доступ в эти храмы был так же ограничен, как в Верхоспасский собор Московского Кремля. Правда, сейчас в основном РПЦ претендует на отдельно стоящий храм Богоматери Одигитрии, в котором расположены и экспозиции, и дирекция музея. На мой взгляд, сохранение музейного статуса, возможность проведения отдельных служб с постановкой одной общей свечи 2–3 раза в год — вот рубеж, на который можно было бы согласиться, не подвергая памятники опасности.
Не нужно забывать, что музей-заповедник сейчас является градообразующим предприятием. Надеяться на то, что, получив ансамбль Ростовского кремля, церковные власти смогут взять на себя обязательства по его содержанию, бесполезно. Особенно, располагая информацией о том, как непросто обстоят дела в уже переданном епархии1 Спасо-Яковлевском монастыре (многолетняя реставрация церкви Зачатия Анны, в которой после ее передачи был варварски уничтожен древний иконостас) или с какими колоссальными проблемами сталкивается реставрация Успенского собора в Ростове.
Что касается Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Его прежний генеральный директор А.И. Аксенова2 была большим дипломатом, но она вынуждена была передать РПЦ Княгинин монастырь. Успенский собор Княгинина монастыря является выдающимся, хорошо сохранившимся памятником русской архитектуры начала XVI века и русской монументальной живописи середины XVII века. Передавали его после прекрасно проведенной Александром Петровичем Некрасовым реставрации, и в каком неприглядном виде он сейчас! На стенах копоть, пыль, имеются следы механических повреждений. А где взять сейчас огромные средства на реставрацию?