В сельскохозяйственном производстве, оснащенном сложными техническими системами, к водителю транспортного средства сельскохозяйственного назначения (ТССН) предъявляются особые требования. С учетом его психофизиологических особенной (эмоциональной устойчивости, скорости реакции, внимания и др.), а также условий труда предусматривается проведение ряда организационно-технических мероприятий по снижению производственно обусловленных заболеваний водителя ТССН, травматизма и повышению его работоспособности [1, 2].
Во время уборочных работ водитель ТССН должен постоянно воспринимать большой объем информации о состоянии технического средства, параметрах производственной среды, анализировать поступающую информацию и принимать соответствующее решение. Весь процесс от восприятия до совершения действия требует определенных затрат времени, которого зачастую может не хватить. В этом случае возможны неправильные действия водителя, вызванные его утомлением, которые могут сопровождаться получением травм при управлении ТССН.
В определенных условиях утомление, величину которого невозможно измерить только объемом выполненной работы, является причиной возникновения хронического заболевания. Особенно опасно при эксплуатации ТССН неожиданное ухудшение состояния здоровья водителя, приводящее к потере сознания или выражающееся в сильных болевых ощущениях. В таких тяжелых случаях водитель даже не в силах остановить ТССН, что впоследствии может привести к развитию травмоопасной ситуации [3].
Учитывая вышеприведенное, нами были обобщены результаты ранее проведенных исследований и предложена конструкция универсального устройства для повышения работоспособности и внимания за рулем водителя ТССН [4]. Такое устройство предполагает периодическое использование диафрагм со сквозными отверстиями в качестве очковтренажеров для коррекции зрения, а также сменных прозрачных и затемненных линз соответствующих диоптрий для их пользователя (водителя ТССН).
При этом пользователь индивидуально производит перемещение диафрагм или линз с целью регулировки расстояния между носовыми упорами, межцентрового расстояния, а также осуществляет регулировку длины дужек за счет перемещения заушин. Такие регулировки позволяют использование предлагаемого устройства водителями разного возраста и комплекции.