Использование результатов психологических исследований помогает решению задачи обеспечения безопасности и безаварийности работы водителей транспортных средств. Во многом опасность автовождения связана с отнесением управления транспортным средством к экстремальным видам деятельности. Экстремальный характер автовождения представляет реальную опасность для жизни и здоровья не только работников транспорта, но и всех участников дорожного движения. Случаи агрессивного и рискованного стиля вождения требуют не только соответствующего реагирования со стороны законодателя, общества, сотрудников ГИБДД, но и профилактической работы специалистов-психологов с водителями транспортных средств.
Большая часть исследователей анализирует деятельность водителя и психологические причины, снижающие его профессиональную надежность, в контексте экстремальности и личностной детерминации поведения за рулем.
Российский законодатель относит транспортное средство к источнику повышенной опасности. Это обусловлено не столько сложностью автомобиля как технического устройства, сколько действием ряда объективных и субъективных факторов экстремальности. Экстремальность в управлении транспортным средством обусловлена следующими аспектами:
• вероятностью гибели и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий;
• высокой динамикой дорожной ситуации или монотонией, сложностью ее прогнозирования, а также непредсказуемостью поведения на дороге некоторых участников дорожного движения;
• необходимостью постоянного мониторинга дорожной ситуации и контроля транспортного средства;
• повышенной конфликтностью с участниками дорожного движения;
• необходимостью максимальной мобилизации водителем всех психофизиологических и психологических ресурсов;
• вероятностью утраты имущества (в первую очередь транспортного средства), а также нанесения имущественного ущерба третьим лицам;
• юридической и социально-правовой ответственностью за совершенное дорожно-транспортное происшествие;