По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.9.07

Обоснование психологической профилактики опасного управления транспортным средством

Петров В. Е. магистрант факультета экстремальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29

Статья посвящена психологическому анализу проблемы опасного (агрессивного) стиля управления транспортным средством. Управление транспортным средством представлено как экстремальный вид деятельности. Психологический анализ феномена агрессивного вождения позволил определить в качестве перспективного такое направление психологической работы, как диагностика склонности водителей к опасному (агрессивному) управлению транспортным средством. Рекомендуется специалистам по охране и безопасности труда для оценки и профилактики профнадежности и безаварийности управления автотранспортом.

Литература:

1. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 2014. — 368 с.

2. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 632 с.

3. Joannes El., Chliaoutakis J., Demakakosb P., Tzamaloukaa G., Bakoub V., Koumakib M., Darvirib C. Aggressive behavior while driving as predictor of self-reported car crashes // Journal of Safety Research. — 2002. — Vol. 33. — Is. 4. — Pp. 431–443.

4. Dula Ch. S., Ballard M. E. Development and evaluation of a measure of dangerous, aggressive, negative emotion, and risky driving // Journal of Applied Social Psychology. — 2003. — Vol. 33. — № 2. — Pp. 263– 282.

5. Романов А. Н. Автотранспортная психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 224 с.

6. Бонкало С. В., Петрова М. И. Индивидуально-типологические детерминанты стиля поведения профессиональных водителей на дорогах // Ученые записки РГСУ. — 2013. — Т. 1. — № 2 (113). — С. 162–166.

7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.

8. Каминский А. Ю. Мастер вождения автомобиля. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 240 с.

Использование результатов психологических исследований помогает решению задачи обеспечения безопасности и безаварийности работы водителей транспортных средств. Во многом опасность автовождения связана с отнесением управления транспортным средством к экстремальным видам деятельности. Экстремальный характер автовождения представляет реальную опасность для жизни и здоровья не только работников транспорта, но и всех участников дорожного движения. Случаи агрессивного и рискованного стиля вождения требуют не только соответствующего реагирования со стороны законодателя, общества, сотрудников ГИБДД, но и профилактической работы специалистов-психологов с водителями транспортных средств.

Большая часть исследователей анализирует деятельность водителя и психологические причины, снижающие его профессиональную надежность, в контексте экстремальности и личностной детерминации поведения за рулем.

Российский законодатель относит транспортное средство к источнику повышенной опасности. Это обусловлено не столько сложностью автомобиля как технического устройства, сколько действием ряда объективных и субъективных факторов экстремальности. Экстремальность в управлении транспортным средством обусловлена следующими аспектами:

• вероятностью гибели и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий;

• высокой динамикой дорожной ситуации или монотонией, сложностью ее прогнозирования, а также непредсказуемостью поведения на дороге некоторых участников дорожного движения;

• необходимостью постоянного мониторинга дорожной ситуации и контроля транспортного средства;

• повышенной конфликтностью с участниками дорожного движения;

• необходимостью максимальной мобилизации водителем всех психофизиологических и психологических ресурсов;

• вероятностью утраты имущества (в первую очередь транспортного средства), а также нанесения имущественного ущерба третьим лицам;

• юридической и социально-правовой ответственностью за совершенное дорожно-транспортное происшествие;

Для Цитирования:
Петров В. Е., Обоснование психологической профилактики опасного управления транспортным средством. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: