* Работа выполнена в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства». Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-16-00092, https://rscf.ru/project/23-16-00092/.
Проблема повышения эффективности работы малых лесозаготовительных предприятий (проводящих малообъемные рубки), создающих рабочие места в сельской местности, была и остается весьма актуальной [1]. Малые лесозаготовительные предприятия России, как и подавляющее большинство крупных и средних, работают по сортиментной технологии заготовки древесины (с трелевкой хлыстов или «скандинавским» методом), но при этом практически на 100 % выполняют механизированную заготовку древесины [2]. Такие предприятия, в подавляющем большинстве случаев, не имеют парка специальных лесных машин и используют сельскохозяйственные тракторы [3]. Это связано с рядом причин. Прежде всего сельскохозяйственные тракторы дешевле в приобретении и дешевле по стоимости владения. Запасные части и расходные материалы для них значительно доступнее. Поскольку малые лесозаготовительные предприятия не проводят рубку в режиме 24/7, то относительно низкая надежность сельскохозяйственных тракторов в условиях леса вполне компенсируется меньшими удельными расходами, а также универсальностью сельскохозяйственных тракторов, ведь в свободное от заготовки время их вполне можно использовать по прямому назначению — в сельском хозяйстве для выполнения коммунальных или транспортных работ.
Колесные тракторы легко перемещаются своим ходом между лесосеками при сильно фрагментированном лесосечном фонде, свойственном малым лесозаготовительным предприятиям. Это позволяет существенно экономить, по сравнению с гусеничными тракторами, на тралах и тягачах [4]. Колесные тракторы имеют значительно большие эксплуатационные скорости, что существенно повышает производительность на трелевке. Но колесные тракторы показывают значительно худшие эксплуатационные свойства при работе в сложных условиях — глубокий снег, слабонесущие почвогрунты, пересеченный рельеф лесосеки [5, 6]. Эта проблема решается за счет оперативного переоснащения колесных тракторов на полугусеничный ход [7]. С точки зрения теории и практики эксплуатации лесных машин — это практически не изученный вариант, который ставит сразу несколько теоретических и практических вопросов. Прежде всего встает вопрос условий, при которых следует переоснащать колесный трактор на полугусеничный ход для достижения максимально возможных показателей эксплуатационной и экологической эффективности его работы [8]. Кроме того, при работе полугусеничной машины, очевидно, будет наблюдаться картина взаимодействия движителя с лесными почвогрунтами, отличная от колесных или гусеничных машин.