По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.08

Обоснование параметров математической модели системы оповещения водителей о возникновении аварийно опасной ситуации

Зеер В. А. канд. техн. наук, доцент, Политехнический институт, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Гражданцев Е. В. канд. техн. наук, ст. преподаватель, Политехнический институт, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, e-mail: egrazhdantsev@sfu-kras.ru
Глухих Р. С. ст. преподаватель, Политехнический институт, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Авдеев Р. М. канд. техн. наук, доцент, Политехнический институт, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Елагин А. И. студент, Политехнический институт, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В работе представлен анализ аварийности на автомобильном транспорте в России и Красноярском крае. В качестве способа снижения аварийности на участках дорог вне населенных пунктов предложена система оповещения водителей в условиях дефицита визуальной информации о возможном возникновении аварийно опасной ситуации. Представлены результаты математического моделирования физического эксперимента, позволяющие обосновать значения параметров системы, алгоритмы ее функционирования.

Литература:

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru.

2. Показатели состояния безопасности дорожного движения. Официальный сайт Госавтоинспекции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stat/gibdd.ru.

3. Информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения: Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.glonass-iac.ru/guide/gnss/glonass.php.

4. Гражданцев Е. В., Зеер В. А., Пульянова К. В., Воеводин Е. С., Асхабов А. М., ЕлагинА.И. Разработка модели системы оповещения водителей транспортных средств о вероятном возникновении ДТП // Грузовик: транспортный комплекс, спецтехника. — 2020.— № 4. — С. 35–42.

5. Glukhikh R. S., Grazhdantsev E. V., Zeer V. A., Rastovtsev P. A., Elagin A. I. Drivers alert system in the conditions of information shortage // Published 1 April 2020 Published under licence by IOP Publishing Ltd Journal of Physics: Conference Series, Vol. 1515, Instrumentation Technologies and Environmental Engineering.

6. Концепция развития систем предупреждения столкновений транспортных средств / В. В. Елистратов, С. И. Безруков, П. Г. Стенин, В. С. Климаков // Научное обозрение. Технические науки. — 2015. — № 1. — С. 178–178.

7. Augustsson N., Wilhelmsson M. Verification of Collision Avoidance Functionality. Amileage multiplier approach to verify future Collision Avoidance Systems. Master of Science Thesis in the Master Degree Programme Systems, Control and Mechatronics. Department of Signals and Systems. Division of Automatic Control, Automation and Mechatronics CHALMERS UNIVERSITY OF TECHNOLOGY Goteborg, Sweden, 2010 Report No. EX034/2010.

8. Abboud K., Zhuang W. Modeling and analysis for emergency messaging delay in vehicular ad hoc networks, in: Proceedings of the IEEE GLOBECOM, November-December 2009.

9. Ho Ting Cheng, Hangguan Shan, Weihua Zhuang. Infotainment and road safety service support in vehicular networking: From a communication perspective. Mechanical Systems and Signal Processing. 25 (2011). 2020–2038.

10. СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, утвержденного приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266.

11. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. ОДМ 218.4.005-2010. — М., 2011.

В Красноярском крае (КК), как и в Российской Федерации (РФ), на протяжении последних пяти лет наблюдается динамика снижения количества дорожно-транспортных пришествий (ДТП) (при незначительном увеличении в 2019 г.), раненных и погибших в них (рис. 1) [1, 2].

Доля раненных и погибших при ДТП в КК от общего их числа в РФ практически не меняется год от года и находится в диапазоне от 2 до 2,5 % (рис.2).

При этом КК входит в 10 регионов РФ с наибольшим количеством и самой высокой долей ДТП и раненных в них.

Анализ количества ДТП, раненных и погибших в них на 1000 км автомобильных дорог в КК (рис. 3) показывает существенный риск попадания в ДТП, который составляет 110 ДТП на каждые 1000 км автомобильных дорог. При этом количество пострадавших и погибших на каждые 1000 км составляет 132 и 12 человек соответственно, что также является значительным негативным показателем. Значение количества ДТП и погибших в них на 1000 км в КК соответствует среднему значению этих показателей по стране.

Анализ количества раненных и погибших на 100 ДТП и количества погибших на 100 раненных (рис. 4) также говорит о высокой тяжести последствий ДТП, несмотря на положительную динамику их снижения. В КК в 100 ДТП получают ранения и погибают 123 и 11 человек соответственно, и на 100 пострадавших приходится 9 погибших.

Анализ аварийности в КК показывает ежегодное снижение как абсолютных, так и относительных показателей на фоне снижения аналогичных показателей в целом в РФ. При этом доля ДТП, раненных и погибших в них в КК остается на высоком уровне год от года, а в последние годы наблюдается ее увеличение, несмотря на то что по количеству автомобилей КК не входит в число 10 регионов с наибольшим автопарком.

КК занимает 10-е место по количеству погибших в столкновениях (2,17% от общего количества по стране) и 11-е место по количеству погибших при наезде на пешехода (2,25 % от общего количества по стране).

Наиболее тяжкими видами ДТП в КК являются столкновения, опрокидывания, наезд на стоящее транспортное средство (ТС), препятствие и пешехода, и за последние пять лет тенденций к снижению тяжести последствий в регионе не наблюдается (рис. 5).

Для Цитирования:
Зеер В. А., Гражданцев Е. В., Глухих Р. С., Авдеев Р. М., Елагин А. И., Обоснование параметров математической модели системы оповещения водителей о возникновении аварийно опасной ситуации. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: