При перемещении пассажиров в городском транспорте показатель качества представляет собой количественную характеристику одного из свойств, составляющих качество пассажирских перевозок, рассматриваемую применительно к определенным условиям их организации и осуществления. К показателям, с помощью которых можно оценить качество перевозок, можно отнести время передвижения, комфортабельность поездки и ожидания, безопасность поездки и др. [1]. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно увидеть, что, например, во Франции специалисты по оценке качества используют более углубленные показатели, такие как средний возраст подвижного состава, продолжительность функционирования, уровень капитальных вложений, субсидий, компенсаций и др. Ввиду особой значимости комплекса оценочных показателей в управлении качеством городских автобусных перевозок непосредственное внимание необходимо уделить оценочным показателям, которые должны удовлетворять следующему ряду требований:
— оценка фактического уровня качества пассажирских перевозок должна быть объективной;
— контроль качества должен осуществляться в различные временные периоды работы: за год, квартал, месяц, неделю, сутки, причем дифференцированно в часы пик и межпиковый период;
— получаемая оценка должна обладать определенной степенью репрезентативности, достоверности, достаточности, точности и другими показателями качества информации.
Математически процесс обоснования показателей качества Р пассажирских перевозок представим как многозначное отображение множеств требований стандартов S и нормативов требований Т во множество показателей качества Р:
r / S × T → Р,
где: r — отображение множеств;
S = {Si} — множество требований стандартов;
Т = {Ti} — множество нормативов требований стандартов;
Р = {Рi} — множество показателей качества.
Множества требований стандартов и нормативов требований стандартов сформированы на основе анализа действующих стандартов, а показателей качества — по данным научно-технической литературы (табл. 1).