По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.984; 69.003

Обоснование экономической эффективности государственных инвестиций в объекты капитального строительства

И. В. Каракозова ГАУ г. Москвы «Научно-исследовательский аналитический центр» (ГАЦ «НИАЦ»); ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ), г. Москва, E-mail: i.kar@inbox.ru, eshly.06@mail.ru
Ю. С. Прохорова ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ), г. Москва

Современная инвестиционно-строительная деятельность в РФ в условиях действующей парадигмы обеспечения комфортабельной среды жизнедеятельности человека должна обеспечивать непрерывное создание (улучшение) инфраструктуры территории. Ежегодно на государственном уровне создаются инвестиционные программы, отражающие приоритетные направления строительства и финансируемые за счет государственного бюджета. Однако существующие проблемы в ухудшении качества строительной продукции, не всегда высокого уровня квалификации исполнителей и необходимого строительного и инвестиционного контроля на всех стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства обусловили появление потребности в создании системы, предусматривающей установление предела бюджетных ассигнований, чтобы покрыть существующие риски и выполнить инвестиционный проект в установленные сроки. Для решения заявленной проблемы определена предметная область исследования: процесс формирования стоимости объекта капитального строительства. Цель исследования — создание механизма определения экономической эффективности государственных инвестиций в зависимости от возникающих рисков в процессе реализации объекта капитального строительства на всем жизненном цикле. Задачи исследования: разработать методический подход по обоснованию базовых принципов и концепций, связанных с системой формирования предела бюджетных ассигнований, а также резервов средств на непредвиденные работы и затраты при определении стоимости строительства; разработать предложения по совершенствованию российского законодательства. Методы исследования: анализ и синтез, графическое моделирование, сравнительные оценки. Результаты исследования — механизм определения экономической эффективности государственных инвестиций в зависимости от коэффициента предела бюджетных ассигнований, учитывающего размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты на этапах жизненного цикла объекта капитального строительства при реализации инвестиционного проекта. Область применения результатов: внедрение механизма определения экономической эффективности государственных инвестиций в деятельность Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, на территориальном уровне — в деятельность субъектов исполнительной власти по планированию и обеспечению инвестиционных программ.

Литература:

1. AACE International Recommended Practice No. 56R-08 Cost estimate classification system — as applied in engineering, procurement, and construction for the building and general construction industries. TCM Framework: 7.3 — Cost Estimating and Budgeting // AACE Headquarters [Электронный ресурс]. — URL: https://web.aacei.org/docs/default-source/toc/ toc_56r-08.pdf?sfvrsn=4 (дата обращения: 01.05.2022).

2. AACE International Recommended Practice No. 18R-97 Cost estimate classification system — as applied in engineering, procurement, and construction for the process industries. TCM Framework: 7.3 — Cost Estimating and Budgeting // AACE Headquarters [Электронный ресурс]. — URL: https://web. aacei.org/docs/default-source/toc/toc_18r-97.pdf?sfvrsn=4 (дата обращения: 01.05.2022).

3. Seattle Public Utilities. 2017 Cost Estimating Guide // City of Seattle [Электронный ресурс]. — URL: https://www.seattle. gov/util/cs/groups/public/@spu/@engineering/documents/ webcontent/02_015864.pdf (дата обращения: 10.06.2022).

4. Mubarak, I. How to estimate with RSMeans data: Basic Skills for Building Construction. Fourth ed. Published by John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey. 2012. — 416 c.

5. RSMeans Building Construction Cost Data 2014. 72nd Edition by R.S. Means Company. — 946 c.

6. Tsopa, N., Sheina, S. Formation the construction cost for residential buildings at the design stages. — 2019. — № 983 — С. 224–235.

7. Беседин, М. А. Развитие рыночных методов ценообразования в строительстве на основе укрупненных сметных нормативов: автореф. дис. … канд. эк. наук. — НН: ФГБОУ ВПО НнГАСУ, 2012. — 20 с.

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) [Электронный ресурс]. URL: https:// docs.cntd.ru/document/901714433 (дата обращения: 11.06.2022).

9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: https://docs. cntd.ru/document/901919338 (дата обращения: 01.01.2022).

10. Журавлев, П. А., Марукян, А. М. Обоснование планируемой стоимости инвестиционно-строительных проектов // Вестник МГСУ. — 2020. — Т. 15. — № 12. — С. 1693– 1707. DOI 10.22227/1997-0935.2020.12.1693-1707.

11. Журавлев, П. А. Цена строительства и этапы ее формирования // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2015. — № 9 (104). — С. 174–178.

12. Журавлев, П. А., Сборщиков, С. Б. К вопросу использования ресурсно-технологического моделирования при формировании инвестиционных программ // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. — 2017. — № 7. — С. 198–201. DOI 10.12737/article_5940f01b5778c2.44174358.

13. Игнатова, Т. В. Определение предполагаемой стоимости объектов капитального строительства на предпроектной стадии // Вестник государственной экспертизы. — 2019. — № 02 (11). — С. 85–91.

14. Исаева, Е. Л. Актуальные нормативно-методические вопросы формирования стоимости строительства при планировании капитальных вложений // Матрица научного познания. — 2021. — № 6-1. — С. 168–174.

15. Коледа, М. А. Проблемы и перспективы формирования нормативов цены строительства в современных условиях // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительство: сборник статей. — Самара: Самарский государственный технический университет, 2019. — С. 653–658.

16. Лихаев, С. В. Презентация «Стратегии развития ценообразования в строительстве. Реализуемые мероприятия» // Главгосэкспертиза России [Электронный ресурс]. — URL: https://gge.ru/upload/iblock/e99/%D0%A1.%D0%92.% 20%D0%9B%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%B5%D0%B2 .%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0% B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0 %B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D 1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B D%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%81%D1%82% D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1 %8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5.%20%D0%A0% D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0 %B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5% D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1 %82%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 01.01.2022).

17. Олейникова, Н. Н. Формирование риск-ориентированной стоимости инвестиционно-строительных проектов. дис. … канд. эк. наук. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова» — М., 2016. — 196 с.

18. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями на 24 февраля 2021 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/499011838 (дата обращения: 01.01.2022).

19. Петровский, А. И., Капустина, Н. В. Взаимосвязь точности оценки стоимости строительства и экономической эффективности инвестиционно-строительных проектов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2021. — № 1. — С. 165–169.

20. Поздняков, В. Б. Механизм и методы оценки стоимости строительства на различных стадиях реализации инвестиционно-строительного проекта: Автореф. дис. … канд. экон. наук. — СПб.: ГОУ ВПО СПбГИЭУ, 2008. — 19 с.

21. Постановление Правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/436733513 (дата обращения: 01.04.2022).

22. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs. cntd.ru/document/902114875 (дата обращения: 20.06.2022).

23. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs. cntd.ru/document/902030917 (дата обращения: 20.06.2022).

24. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» [Электронный ресурс]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104806/ (дата обращения: 01.01.2022).

25. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1494 «Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/71578306/ (дата обращения: 01.01.2022).

26. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1159 (ред. от 01.12.2021) «О критериях экономической эффективности проектной документации» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/436705105 (дата обращения: 01.01.2022).

27. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2017 г. № 1691 «О порядке принятия решений о предоставлении из федерального бюджета субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant. ru/71849490/ (дата обращения: 01.01.2022).

28. Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/555941896 (дата обращения: 01.01.2022).

29. Приказ Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/565649004 (дата обращения: 01.01.2022).

30. Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/564162530 (дата обращения: 01.01.2022).

31. Приказ Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр «Об утверждении Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs. cntd.ru/document/560345661 (дата обращения: 01.01.2022).

32. Приказ фонда социального страхования РФ от 09.11.2017 № 543 «Об утверждении формы паспорта инвестиционного проекта в отношении объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs. cntd.ru/document/542612441 (дата обращения: 01.01.2022).

33. Шахбазян, Д. А. Проблемные аспекты исполнения федеральной адресной инвестиционной программы // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2017. — № 4-2. — С. 129–132.

С переходом Российской Федерации на рыночные отношения сократились сроки планирования инвестиций и проектирования объекта капитального строительства (далее — ОКС), соответственно увеличились риски, отражающие факторы увеличение стоимости строительства ОКС и его реализацию в заданные сроки. Системы ценообразования, бюджетирования, закупок и контрактации остались в большей части основанные на принципах плановой экономики. В настоящее время стоимость строительства ОКС с прямым участием государства рассчитывается с использованием усредненных сметных норм, расценок и укрупненных показателей стоимости. Данное обстоятельство является серьезной проблемой, так как зачастую идентичные ОКС имеют стоимости, которые могут значительно отличаться. На данный момент законодательством практически не предусмотрено никаких запасов денежных средств на точность расчетов стоимости строительства на разных стадиях инвестиционного проекта, в связи с чем при возникновении необходимости увеличения стоимости и на стадии проектирования, и на стадии строительства, принятых норм оказывается недостаточно, чтобы покрыть существующие риски и выполнить обязательства по окончанию строительства в заданные проектом сроки.

Вопросы планирования финансирования строительства с использованием бюджетных ассигнований, в том числе за рубежом, рассматривались в работах Позднякова В. Б. [20], Олейниковой Н. Н. [17], Беседина М. А. [7], Шахбазян Д. А. [33], Петровского А. И. [19], Цопы Н. В. [6], Журавлева П. А. [10–12] и других ученых [14]. Однако обобщение накопленного теоретического и практического опыта показало, что, несмотря на высокую степень изучения существующих проблем государственного финансирования и ценообразования, в большей степени отсутствуют механизм и принципы, которые определяют оптимальную величину резерва средств на непредвиденные работы и затраты, а также общие затраты на разных стадиях инвестиционного проекта.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что требуется методическое обоснование базовых принципов и концепций, связанных с системой формирования предела бюджетных ассигнований (далее — ПБА) и резервов средств на непредвиденные работы и затраты в определении стоимости строительства.

Для Цитирования:
И. В. Каракозова, Ю. С. Прохорова, Обоснование экономической эффективности государственных инвестиций в объекты капитального строительства. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: