С переходом Российской Федерации на рыночные отношения сократились сроки планирования инвестиций и проектирования объекта капитального строительства (далее — ОКС), соответственно увеличились риски, отражающие факторы увеличение стоимости строительства ОКС и его реализацию в заданные сроки. Системы ценообразования, бюджетирования, закупок и контрактации остались в большей части основанные на принципах плановой экономики. В настоящее время стоимость строительства ОКС с прямым участием государства рассчитывается с использованием усредненных сметных норм, расценок и укрупненных показателей стоимости. Данное обстоятельство является серьезной проблемой, так как зачастую идентичные ОКС имеют стоимости, которые могут значительно отличаться. На данный момент законодательством практически не предусмотрено никаких запасов денежных средств на точность расчетов стоимости строительства на разных стадиях инвестиционного проекта, в связи с чем при возникновении необходимости увеличения стоимости и на стадии проектирования, и на стадии строительства, принятых норм оказывается недостаточно, чтобы покрыть существующие риски и выполнить обязательства по окончанию строительства в заданные проектом сроки.
Вопросы планирования финансирования строительства с использованием бюджетных ассигнований, в том числе за рубежом, рассматривались в работах Позднякова В. Б. [20], Олейниковой Н. Н. [17], Беседина М. А. [7], Шахбазян Д. А. [33], Петровского А. И. [19], Цопы Н. В. [6], Журавлева П. А. [10–12] и других ученых [14]. Однако обобщение накопленного теоретического и практического опыта показало, что, несмотря на высокую степень изучения существующих проблем государственного финансирования и ценообразования, в большей степени отсутствуют механизм и принципы, которые определяют оптимальную величину резерва средств на непредвиденные работы и затраты, а также общие затраты на разных стадиях инвестиционного проекта.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что требуется методическое обоснование базовых принципов и концепций, связанных с системой формирования предела бюджетных ассигнований (далее — ПБА) и резервов средств на непредвиденные работы и затраты в определении стоимости строительства.