Закон предусматривает обновленную модель организации и деятельности органов местного самоуправления, уточняет их компетенцию и полномочия.
Согласно закону, регионы смогут самостоятельно определять: переходить на одноуровневую систему местного самоуправления либо сохранить двухуровневую — с сельскими и городскими поселениями.
«Местное самоуправление — это первичный, наиболее приближенный к населению уровень публичной власти. Во многом от того, как организована работа на местах и как отлажено взаимодействие с жителями, зависит общая работа как региональной, так и федеральной публичной власти, и закон должен помочь в этом», — говорил ранее журналистам председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, один из авторов инициативы, Павел Крашенинников.
В основе обновленной модели — упрощение системы МСУ и уточнение компетенции органов местного самоуправления, а также систематизация правовых норм, содержащихся в разных нормативных актах.
Закон на основании изучения практики организации работы в муниципалитетах предлагает следующие виды муниципальных образований: 1) городской округ; 2) муниципальный округ; 3) внутригородские муниципальные образования (в городах федерального значения). Субъектам РФ дается право сохранить двухуровневую систему местного самоуправления, где продолжат существовать такие виды муниципальных образований, как муниципальные районы и входящие в их состав сельские и городские поселения.
Закон призван решить вопрос о полномочиях по вопросам местного значения. «Нередко происходят наслоение и путаница между полномочиями разных публичных органов власти, закрепленными в отраслевых федеральных законах. От такой головоломки страдают все: и чиновники, и правоохранители, и, главное, граждане, поскольку нет понимания, кто за что отвечает. Законопроектом предлагается закрепить непосредственно полномочия органов местного самоуправления, установить критерии и процедуру для передачи полномочий», — сказал Павел Крашенинников.