По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313.333.2

Обмотки статоров шестифазных асинхронных двигателей

Беликова Л. Я. канд. техн. наук, доцент, Одесский национальный политехнический университет, Украина
Чайковский В. П. канд. техн. наук, Одесский национальный политехнический университет, Украина

Предлагаются схемы шестифазных обмоток разных конструктивных исполнений для асинхронных регулируемых двигателей. Считалось, что шестифазные обмотки могут быть только двухслойными. Однако возможно выполнение однослойных обмоток. Приведены схемы однослойных шестифазных обмоток в числе пазов статора Z1 = 36 с числом полюсов 2p = 4 при изменении чередования фаз и Z1 = 24 с 2p = 2 при изменении числового ряда и чередования фаз обмотки

Литература:

1. Петрушин В.С., Беликова Л.Я., Еноктаев Р.Н., Плоткин Ю.Р. Сравнение эксплуатационных характеристик многофазных регулируемых асинхронных двигателей // Электротехника и электромеханика. – 2016. – № 1. – С. 38–41.

2. Петрушин В.С., Плоткин Ю.Р., Еноктаев Р.Н., Шестаков О.И. Разработка шестифазного регулируемого асинхронного двигателя // Науково-практичий журнал «Електротехнічні та комп’ютерні системи». – 2015. – № 20 (96). – С. 35–41.

3. Петрушин В.С., Плоткин Ю.Р., Еноктаев Р.Н. Моделирование регулируемых электроприводов с двухблочными выпрямителями и многофазными асинхронными двигателями // Науково-практичий журнал «Електротехнічні та комп’ютерні системи». – 2016. – № 22 (98). – С. 43–49.

Одним из путей улучшения эксплуатационных характеристик регулируемых асинхронных двигателей (РАД) является увеличение числа фаз обмотки статора с трех до шести.

Ток, потребляемый одной фазой обмотки статора шестифазного АД, примерно вдвое меньше потребляемого фазного тока его трехфазного аналога. Благодаря этому, в приводах средней и большой мощности есть возможность уменьшить токовую нагрузку на фазу инвертора при одновременном увеличении их количества (распараллеливание нагрузки).

Выявлено значительное снижение виброскоростей и магнитных шумов шестифазных АД по сравнению с аналогичными показателями трехфазного АД в анализируемом диапазоне регулирования, что способствует снижению пульсаций момента и скорости на валу двигателя и повышению его надежности.

Считалось, что 6-фазная обмотка может быть получена из 3-фазной путем замены шести фазных зон (ФЗ) А, С', В, А', С, В' на шесть фаз А, В, С, D, E, F с 60-градусной фазной зоной.

В этом случае 6-фазная обмотка получается двухслойной. Здесь приводится анализ возможных схем 6-фазных обмоток в 36 и 24 пазах статора с числом полюсов 2р = 4 и 2р = 2.

Рассмотрим шестифазную (m = 6) обмотку статора асинхронной машины с числом пазов статора Z1 = 36 и числом полюсов 2р = 4.

Обмотка должна быть симметричной, а оси фаз сдвинуты на 60 эл. град.

Определяем:

– число пазов на полюс и фазу:

– числовой ряд для периода повторения:

– чередование шести фаз:

Распределение активных катушечных сторон (АКС) обмотки по пазам и фазным зонам представлено в табл. 1.

Векторная диаграмма пазовых ЭДС показана на рис. 1.

Угол сдвига между пазовыми ЭДС опреде-ляется из выражения:

Коэффициент распределения обмотки:

Шестифазная обмотка с чередованием фаз А, В, С, D, E, F может быть только двух-слойной, например, с шагом:

Обмоточный коэффициент:

В 6-фазных обмотках с четным числом пар полюсов можно поменять чередование фаз и сделать 6-фазную обмотку однослойной.

Для Цитирования:
Беликова Л. Я., Чайковский В. П., Обмотки статоров шестифазных асинхронных двигателей. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: