По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Облигации катастроф: анализ инструмента и возможности использования в России

С. Н. Володин канд. экон. наук, доцент базовой кафедры «Инфраструктура финансовых рынков», факультет экономических наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», е-mail: svolodin@hse.ru
Ю. С. Мистрюков стажер, Клиентский отдел, Управление продаж по работе с агентами БКС «Брокер», е-mail: ymistryukov@gmail.com

Статья посвящена вопросам управления рисками климатических и техногенных бедствий при помощи облигаций катастроф. Проводится подробный обзор механизмов эмиссии и обращения данного инструмента. Также анализируются основные проблемы, связанные с недостаточным развитием страхового рынка в России, и возможности использования облигаций катастроф для их решения. В конце статьи представлены авторские рекомендации, касающиеся развития инструмента в российских реалиях.

Литература:

1. 10 крупнейших природных катастроф в  России // Ведомости.  – 2017.  – URL: https://www.vedomosti.ru/fi nance/galleries/2017/11/02/740422-10-prirodnih-katastrof#/ galleries/140737493627321/normal/2.

2. The year in fi gures // Munich Re.  – 2017.  – URL: https://www.munichre.com/topicsonline/en/2017/topics-geo/overview-natural-catastrophe-2016.

3. Fomby T., Ikeda Y., Loayza N. The Growth Aftermath of Natural Disasters. The World Bank Development Research Group & Global Facility for Disaster Reduction and Recovery: WPS5002. – 2009.

4. В России застраховано всего 10–15 % недвижимости // Банки.ру.  – 2018.  – URL: http://www.banki.ru/news/interview/?id=10243870.

5. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков // Банк России.  – 2017. – URL: https://www.cbr.ru/fi nmarkets/fi les/supervision/review_insure_17Q1.pdf.

6. Even 2017 Couldn’t Crack the $90 Billion Disaster-Bond Market // Bloomberg. – 2018. – URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-01-04/even-2017-couldn-t-crack-the90-billion-disaster-bond-market.

7. Jaff ee D.M., Russell T. Catastrophe insurance, capital markets, and uninsurable risks // Journal of Risk and Insurance. – 1997. – Р. 205–230.

8. So you want to issue a cat bond // AIR Worldwide. – 2008. – URL: http://www.air-worldwide.com/_public/NewsData/001410/AIRCurrents_CatBond.pdf.

9. Trainer P. Alternative Capital in (Re) insurance // Insurance economic.  – 2014.  – № 70. – Р. 4–9.

10. Insurance-linked securities. Capital Revolution – ILS Market Expands to New Heights 2013 // Aon Benfi eld, Inc.  – 2013.  – URL: http://thoughtleadership.aonbenfi eld.com/Documents/20130830_ab_ils_annual_report_2013.pdf.

11. Spry J. Non‐life Insurance Securitization: Market Overview, Background and Evolution // The handbook of insurance-linked securities. – 2009. – Р. 7–18.

12. Insuring Against Natural Disaster Risk: New Catastrophe Bond Issuance Platform // World Bank.  – 2009.  – URL: http://www.worldbank.org/en/news/feature/2009/10/28/insuring-against-natural-disaster-risk-new-catastrophe-bond-issuance-platform.

13. Russian CAT Bonds: Why the largest country in the world should take a step into the ILS marketplace // Westminster Russia Forum. – 2017 – URL: http://westminster-russia.org.uk/ russian-cat-bonds-largest-country-world-take-step-ils-marketplace.

Россия – страна, обладающая колоссальными территориями. Однако этот факт порождает и соответствующие проблемы в виде подверженности разнообразным природным и техногенным бедствиям. По данным Института риска, прямые убытки от 10 крупнейших катаклизмов в России за последние 15 лет составили более 222,5 млрд руб., а бюджеты различных уровней за 5 лет потратили на восстановление инфраструктуры более 12 трлн руб. и 100 млрд руб. – на гражданские выплаты по незастрахованным убыткам [1]. Более того, частота возникновения катастроф в последние годы возросла [2], и постепенное увеличение стоимости активов оборачивается все более разрушительными последствиями ударов стихии. Таким образом, проблема эффективного управления рисками приобретает все большую актуальность.

Необходимо подчеркнуть, что страны с развитым страховым рынком восстанавливаются от разрушений быстрее, а последствия катастроф в целом более значительны в развивающихся странах, где отсутствует устоявшаяся культура страхования [3]. На текущий момент в России застраховано всего лишь от 10 до 15 % недвижимости [4], а объем совокупных страховых премий, несмотря на ежегодный рост в течение последних нескольких лет, в I квартале 2017 года составлял лишь 1,4 % от ВВП [5]. Все это не позволяет говорить о страховании как о серьезном восстановительном факторе после катастроф регионального масштаба.

Крупные катастрофы всевозможного характера создают дополнительную нагрузку на государственный бюджет в виде расходов на ликвидацию последствий и уменьшения налоговых поступлений. В то же время социальные расходы и расходы на восстановление общественных благ и объектов инфраструктуры также ложатся на плечи государства. Имеющихся страховых резервов компаний и государства в определенных случаях может оказаться недостаточно для покрытия столь значительных убытков, и прежние методы борьбы с последствиями катастроф могут оказаться достаточно дорогими и малоэффективными.

У государства возникает закономерная цель минимизации расходов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. При этом необходимо учитывать целый ряд проблем:

Для Цитирования:
С. Н. Володин, Ю. С. Мистрюков, Облигации катастроф: анализ инструмента и возможности использования в России. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: