«Обея» (с японского — «большое помещение или военная комната») — система контроля функционирования бюро, разработанная в японской компании «Тойота». Суть системы состоит в наглядной демонстрации задач, возникающих в ходе работы трудностей и сроков их решения. Осуществляется работа в специально отведенном помещении (комнате), разделенной на зоны, каждая из которых заполняется графической информацией о текущей работе.
Чем отличается работа в комнате «Обея» от более привычных русскому уху «пятиминутки» и селекторного совещания? Во-первых, в комнате обязательно присутствуют начальники всех структурных подразделений предприятия (либо лица, их замещающие), общение идет в формате небольших докладов от каждого участника совещания о проделанной работе и текущих проблемах. Ведет «Обею» специально подготовленный человек (не руководитель предприятия), в задачи которого входит сбор информации, организация коммуникации между отделами, а также строгое соблюдение правил ведения работы в комнате «Обея». Задача «боевой комнаты» состоит в решении проблем предприятия, а не в банальном их обсуждении. Такой подход создает в подразделении структуру самоуправления и ответственности перед всей командой.
В конструкторских бюро, в систему которых была внедрена «Обея», обычно совещания проходят следующим образом: в назначенное время (как правило, в первой половине дня) руководители отделов собираются в специальной комнате. Каждый из них занимает место возле стендов, связанных с курируемыми проектами. В комнате отсутствуют стулья, и встреча проходит стоя, это сделано для экономии времени при проведении собрания. Руководитель «Обеи» передает слово каждому из участников совещания, выслушивая доклад о проделанной работе, сравнивает информацию с указанной на графиках, расположенных по периметру помещения. В случае несовпадения, информация на стендах редактируется, все изменения производятся за подписью остальных участников совещания, что позволяет избежать в дальнейшем несостыковок по срокам между отделами. Все возникшие проблемы обсуждаются в формате brainstorm (англ. «мозговой штурм»), когда своим мнением и опытом в решении похожих задач делится каждый руководитель.
К сожалению, на данный момент отсутствует какая‑либо статистика по успешности применения данной методики в России, хотя отзывы обычных работников зачастую отрицательные и основываются они на том, что наличие комнаты «Обея» актуально для стран с достаточно высоким уровнем менеджмента и с более развитой корпоративной культурой.
Уважаемые читатели, если в вашем предприятии внедрена система «Обея» либо у вас имеется опыт работы в «боевой комнате», напишите нам на нашей странице в инстаграмме konstruktorskoe_buro или на почту kb@panor.ru. Наиболее информативные отзывы будут публиковаться в следующих выпусках журнала.