По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.873.2/.3

Обеспечение жесткости телескопического стрелового оборудования

Е.А. Потахов аспирант, Петербургский государственный университет путей сообщения императора АлександраI (ФГБОУ ВО «ПГУПС»), г.Санкт-Петербург, E-mail: epotakhov@mail.ru

В результате исследования разработаны аналитические модели жесткости телескопического стрелового оборудования грузоподъемных кранов в вертикальной и горизонтальной плоскости, которые учитывают влияние неравномерных межсекционных вертикальных и горизонтальных зазоров, податливость опор скольжения, изгибную жесткость секций, жесткость гидроцилиндра телескопирования и гидроцилиндра подъема. Определен коэффициент динамичности, учитывающий наличие межсекционных зазоров, при неустановившемся движении в вертикальной и горизонтальной плоскости. Установлено влияние межсекционных зазоров на коэффициент динамичности и жесткость стрелового оборудования с учетом неравномерного износа опор скольжения.

Литература:

1. Соломатина Л.А. Динамика поворота гидравлических стреловых самоходных кранов: Дис. канд. техн. наук: 05.05.04. — М., 1984. — 239 с.

2. Позынич Е.К., Позынич К.П., Клигунов Е.С., Петров Е.Е. Элементная модель определения показателей деградации крановых телескопических стрел при их нормальной длительной эксплуатации // Механики XXI веку: сборник докладов VIII Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. — Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2009. — С. 17–23.

3. Александрова Е.А. Модельная оптимизация трибопараметров тяжело нагруженных опор скольжения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2011. — Т. 13. — №4–3. — С. 652–655.

4. Гохберг М.М. Справочник по кранам: в 2 т. — Т. 1. Характеристики материалов и нагрузок. Основы расчета кранов, их приводов и металлических конструкций / В.И. Браунде, М.М. Гохберг, И.Е. Звянягин и др.; под общ. ред. М.М. Гохберга. — Л.: Машиностроение, 1988. — 536 с.

5. Панасенко Н.Н., Хахов А.А. Влияние остаточных деформаций телескопических стрел на грузовые характеристики грузовых кранов // Вестник АГТУ. — 2005. — №2 (25). — С. 81–90.

6. Solazzi L. Experimental and analytical study on elevating working platform // Procedia Engineering, X International Conference on Structural Dynamics, Eurodyn 2017. — 2017. — Volume 199. — Р. 2597–2602.

7. Geisler T., Sochacki W. Modelling and research into the vibrations of truck crane // Scientific Research of the Institute of Mathematics and Computer Science. — 2011. — Volume 1 (10). — Р. 49–60.

8. Bold M., Garus S., Sochacki W. Damped vibrations of telescopic crane boom // 24 International Conference Engineering mechanics 2018. — Svratka, Czech Republic, 2018. — Paper 165. — Р. 101–104.

9. Kilicëaslan S., Balkan T., Ider S.K. Tipping loads of mobile cranes with flexible booms // Journal of Sound and Vibration. — 1999. — Volume 223 (4). — Р. 645–657.

10. Богуславский П.Е. Металлические конструкции грузоподъемных машин и сооружений. — М.: Машгиз, 1961. — 519 с.

11. Казак С.А. Динамика мостовых кранов. — М.: Машиностроение, 1968. — 332 с.

12. Потахов Е.А. Нагруженность телескопической стрелы в процессе поворота // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. — 2019. — №4. — С. 497–509.

13. Гоберман Л.А. Основы теории, расчета и проектирования строительных и дорожных машин: учебник для техникумов. — М.: Машиностроение, 1988. — 464 с.

В настоящее время при производстве строительных, погрузо-разгрузочных и монтажных работ широко применяются самоходные стреловые краны (ССК), оснащенные телескопическим стреловым оборудованием.

Телескопическая стрела (ТС) представляет собой стержневую консольную конструкцию переменной жесткости, которая образована из сопрягаемых одной корневой (неподвижной) и нескольких подвижных секций, каждая последующая из которых смонтирована вовнутрь предыдущей. Каждая подвижная секция опирается на опорные элементы, одна часть которых установлена в верхней задней части внутренней секции, а другая — в нижней передней части внешней секции. Для предотвращения бокового смещения секций устанавливаются боковые опорные элементы (боковые упоры).

Телескопические секции, имея протяженную форму, обладают собственной изгибной деформацией, которая оказывает влияние на колебательные процессы оголовка ТС и груза.

В качестве опорных элементов между телескопическими секциями чаще всего применяются элементы трения скольжения (опоры скольжения, плиты скольжения, ползуны). В настоящее время самым распространенным материалом для плит скольжения является полиамид ПА-6 (капрон). Податливость полиамидных опор вызывает отклонение оси секций от прямолинейности.

Боковые опорные элементы устанавливаются к боковым поверхностям секции с зазором, который исключает заклинивание секции при перемещении и величина которого может превышать 12 мм [1]. В связи с наличием конструктивных зазоров, неровностью площадки установки грузоподъемного крана на опорах и тем, что деформация опорных стоек ТС не компенсируется ходом симметричного размещения секций в боковой плоскости, в конструкции ТС всегда присутствует боковой зазор, увеличивающийся по мере износа опор и способствующий возрастанию отклонения оголовка ТС [1]. Отклонение оголовка ТС увеличивает амплитуды и время колебаний груза, что затрудняет достижение точной установки груза и требует затрат времени на успокоение раскачивания и ручное воздействие монтажников для установки груза. В результате чего снижается производительность ССК, что особенно негативно проявляется для железнодорожных кранов при выполнении путевых работ.

Для Цитирования:
Е.А. Потахов, Обеспечение жесткости телескопического стрелового оборудования. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: