По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Обеспечение ликвидации последствий транспортных происшествий и действий в нестандартных ситуациях

В. М. Рудановский канд. техн. наук, e-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Приводятся основные требования государственных органов Российской Федерации в отношении ликвидации последствий транспортных происшествий и иных событий в организациях железнодорожного транспорта и примеры реализации этих требований в ОАО «РЖД». Рассмотрен комплекс принимаемых в компании мер, который включен в один из элементов. Даны научные обоснования для выбора параметров, характеризующих продолжительность подъемки и постановки на рельсы сошедшего с них подвижного состава.

Литература:

1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286.

2. Рудановский В. М. О переходе к современной системе менеджмента безопасности движения на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт на современном этапе: сб. трудов ученых к 70-летию аспирантуры / Под ред. Б. М. Лапидуса, Г. В. Гогричиани. — М.: ВМГ-Принт, 2014. — С. 129–139.

3. Рудановский В. М. Управление безопасностью движения в организациях железнодорожного транспорта // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2019. — № 1. — С. 12–23.

4. Приказ Народного комиссариата путей сообщения от 11 ноября 1936 г. № 168/Ц «О перестройке работы восстановительных поездов».

5. Ракицкий И. В. Опыт быстрой ликвидации последствий крушений и аварий в военное время. — М.: Трансжелдориздат, 1942. — 85 с.

При всем многообразии мер, направленных на предупреждение нарушений безопасности движения поездов, на железных дорогах продолжают происходить транспортные происшествия и иные события, в том числе связанные со сходом железнодорожного подвижного состава с рельсов и пожарами.

Одна из основных задач в отношении ликвидации последствий транспортных происшествий и иных серьезных событий на железных дорогах — возобновление прерванного движения поездов в кратчайшие сроки. Она требует обеспечения надлежащей организации, оперативности и качества ведения аварийно-восстановительных работ, высокого уровня готовности к ним восстановительных и пожарных поездов.

Закон РФ от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» обязывает каждого владельца инфраструктуры и перевозчика «в пределах технических и технологических возможностей имеющихся у них восстановительных и противопожарных средств принимать участие в ликвидации последствий транспортных происшествий». Кроме того, «грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий».

Этот же закон обязывает владельца инфраструктуры и перевозчика при возникновении чрезвычайных ситуаций принимать «незамедлительные меры по ликвидации последствий транспортных происшествий, стихийных бедствий (заносов, наводнений, пожаров и других), вызывающих нарушение работы железнодорожного транспорта», и «за счет собственных средств… содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций… или заключить соответствующие договоры со сторонними специализированными организациями».

На основании этих законодательных норм Минтранс России установил в утвержденных им Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) [1] требование (п. 38), заключающееся в том, что «в аварийно-восстановительных пунктах, установленных владельцем инфраструктуры, должны быть в постоянной готовности:

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Обеспечение ликвидации последствий транспортных происшествий и действий в нестандартных ситуациях. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: