При всем многообразии мер, направленных на предупреждение нарушений безопасности движения поездов, на железных дорогах продолжают происходить транспортные происшествия и иные события, в том числе связанные со сходом железнодорожного подвижного состава с рельсов и пожарами.
Одна из основных задач в отношении ликвидации последствий транспортных происшествий и иных серьезных событий на железных дорогах — возобновление прерванного движения поездов в кратчайшие сроки. Она требует обеспечения надлежащей организации, оперативности и качества ведения аварийно-восстановительных работ, высокого уровня готовности к ним восстановительных и пожарных поездов.
Закон РФ от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» обязывает каждого владельца инфраструктуры и перевозчика «в пределах технических и технологических возможностей имеющихся у них восстановительных и противопожарных средств принимать участие в ликвидации последствий транспортных происшествий». Кроме того, «грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий».
Этот же закон обязывает владельца инфраструктуры и перевозчика при возникновении чрезвычайных ситуаций принимать «незамедлительные меры по ликвидации последствий транспортных происшествий, стихийных бедствий (заносов, наводнений, пожаров и других), вызывающих нарушение работы железнодорожного транспорта», и «за счет собственных средств… содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций… или заключить соответствующие договоры со сторонними специализированными организациями».
На основании этих законодательных норм Минтранс России установил в утвержденных им Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) [1] требование (п. 38), заключающееся в том, что «в аварийно-восстановительных пунктах, установленных владельцем инфраструктуры, должны быть в постоянной готовности: