В условиях стремительного развития рыночных отношений в мировом масштабе особое значение приобретает снижение технических барьеров между торговыми партнерами с сохранением эффективной защиты потребителя от опасной и некачественной продукции. Поставщики, желающие добиться доверия потребителя, обязаны иметь сертификаты, подтверждающие качество и безопасность товаров. Взаимное признание результатов измерений показателей при испытании продукции, проводимых поверочными, калибровочными и испытательными лабораториями в различных странах, возможно только при высокой компетенции лабораторий, а также на их взаимном доверии друг к другу.
Лаборатории должны установить, внедрить и поддерживать систему качества в соответствии с областью ее деятельности. Сама калибровка имеет добровольный характер, но это не освобождает юридическое лицо, проводящее калибровочные работы, от использования средств измерения, соподчиненных с образцовыми средствами измерений или государственными эталонами. Лаборатория, калибрующая средство измерения по заявке заказчика, не делает вывода о пригодности прибора. Установленные характеристики могут отличаться от паспортных, и только от заказчика зависит, в каких условиях и для каких целей будет использоваться данное средство измерения. В других случаях, когда заказчик требует определения и подтверждения пригодности средства измерения к применению, последнее признается пригодным, если действительные значения его метрологических характеристик соответствуют техническим требованиям, установленным в нормативной документации или заказчиком. Калибровочная лаборатория в этом случае делает вывод о пригодности средства измерения, и этот вывод имеет юридический статус. Чтобы определить роль метрологической службы в системе качества предприятия, необходимо представить его деятельность в современной концепции всеобщего управления качеством. Деятельность метрологической службы предприятия должна полностью удовлетворять требованиям государственных и международных стандартов к процедурам управления контрольным, измерительным и испытательным оборудованием. Необходимо внутри системы качества предприятия разработать и поддерживать в состоянии систему качества метрологической службы, которая бы документально регламентировала основные процедуры выполнения отдельных видов деятельности по метрологическому обеспечению измерений [1]. Требования к используемым для контроля качества и испытаний продукции средствам измерений, порядку их аттестации и поверки, методам выполнения измерений, другим метрологическим правилам соответствуют стандартам и нормативной документации Государственной системы обеспечения единства измерений. В организации должен быть разработан перечень всех используемых средств измерений, контрольного и испытательного оборудования. В перечне указываются средства измерений, подлежащие поверке и подвергаемые калибровке [3].