Дата поступления рукописи в редакцию: 02.08.2024
Дата принятия рукописи в печать: 30.08.2024
В 2020 г. все образовательные организации столкнулись с новой реальностью — изменением формата обучения в связи с пандемией COVID-19, который характеризовался сильным ограничением в личных коммуникациях, самоизоляцией, отсутствием перемещений. Таким образом, классическое обучение резко перешло в электронный формат. Многие учреждения и сами граждане оказались технически и психологически неподготовленными к таким процессам коммуникации. Несмотря на трудности использования дистанционного формата обучения, повсеместные ограничения личных контактов способствовали резкому скачку развития методов обучения, оцифровке лекционных курсов, методических материалов и в целом налаживанию процессов обучения в удаленном режиме. Преподаватели и студенты вынуждены были адаптироваться к новой реальности, овладевать новыми навыками цифровизации, компьютерной грамотностью, технологиями.
В следующий период после пандемии (2021 г.), когда личностные коммуникации постепенно возвращались в обучение, присутствовал формат смешанного обучения: в большинстве случаев потоковые лекции с присутствием большого количества студентов проходили в дистанционном формате, практические и семинарские занятия были организованы с личным присутствием студентов. В 2022 г. практически все образовательные учреждения с классической формой обучения вернулись к привычному формату обучения.
В настоящее время процессы и структуры в бизнесе, политике и науке претерпевают радикальные изменения и начинают раскрывать потенциал цифровизации. Цифровая трансформация, или цифровизация, — это повсеместное использование цифровых ресурсов во всех областях жизни.
При анализе стратегического развития России по направлению цифровой трансформации науки и высшего образования [1] можно обратить внимание, что используется следующая формулировка: «цифровая трансформация отрасли — комплексное преобразование деятельности участников отрасли и органов исполнительной власти Российской Федерации, связанное с переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий».