По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Обеспечение экономической эффективности образования в условиях цифровой трансформации

Дмитрий Валерьевич Хавин доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой организации и экономики строительства, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», Россия, 603000, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65, E-mail: odonngasu@yandex.ru
Татьяна Валентиновна Богачева кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры организации и экономики строительства, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», Россия, 603000, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65, E-mail: tkolosova@mail.ru
Владислав Владимирович Ноздрин кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры организации и экономики строительства, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», Россия, 603000, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65, E-mail: nozdrin@itbnngasu.ru
Анна Вячеславовна Башева кандидат экономических наук, профессор кафедры организации и экономики строительства, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», Россия, 603000, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65, E-mail: avba@yandex.ru
Мария Валерьевна Жирнова кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и экономики строительства, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», Россия, 603000, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65, E-mail: mariyaj@yandex.ru

В настоящее время в образовании формируется особое информационно-цифровое пространство. Современное обучение стремится обеспечить студентам наилучшие условия для познания информации и развития способностей в условиях цифровых изменений внешней среды. Цифровизация и трансформация образовательных процессов требуют новых подходов в управлении образованием. Однако при изменении методов управления часто снижается не только эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса, но и экономическая эффективность всей системы образования. В статье рассматриваются вопросы оценки экономической эффективности образования при развитии информатизации общества и повышения уровня адаптации образовательных учреждений к динамично развивающейся внешней цифровой среде. Представлены результаты исследования образовательной среды высших учебных заведений, традиционных и инновационных методов обучения, полученных и усвоенных студентами компетенций. В заключение статьи представлен концептуальный подход обеспечения экономической эффективности образования в условиях цифровой трансформации университета, включающий критерии эффективности образования, условия профессиональной адаптации и цифрового сопровождения обучающихся.

Литература:

1. Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования» // Министерство просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7 db31026f68f2dd/ (дата обращения: 30.07.2024)

2. Доклад о цифровой экономике 2019 // UNCTAD. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/ system/files/official-document/der2019_overview_ru.pdf (дата обращения: 30.07.2024)

3. Ковалев, Д. В., Косолапова, Н. А., Лихацкая, Е. А. [и др.]. Стратегии, инструменты и технологии цифровизации экономики: монография. — Р-н/Д, Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2020. — 224 c. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iprbookshop.ru/100202.html (дата обращения: 05.04.2024)

4. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утв. Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 4 июня 2019 г. №7 // Консорциум «Кодекс» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/564664077 (дата обращения: 15.07.2024)

5. Ежова, Ю. М. Особенности организации образовательного процесса в условиях информационно-образовательной среды // АНИ: педагогика и психология. — 2021. — № 1 (34). — С. 96–100.

6. Леган, М. В., Гобыш, А. В. Вопросы цифровизации образования в НГТУ: учебное пособие. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2020. — 64 c. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iprbookshop.ru/99174.html (дата обращения: 19.02.2024)

7. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление». Утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9 // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328938/ 9e733b9ece0472e8f17a73cd753a75784f9e1fab/ (дата обращения: 30.07.2024)

8. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым // Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/41d4b737638b91da2184.pdf (дата обращения: 10.07.2024)

9. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/ (дата обращения: 17.07.2024)

10. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения: 18.07.2024)

11. Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72838946/ (дата обращения: 18.07.2024)

12. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 10.07.2024)

1. Ministry of Education of the Russia (2021). Passport of the Strategy Digital Transformation of Education. — Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd/ (accessed: 30.07.2024). (In Russian)

2. UNCTAD (2019). Digital Economy Report 2019. — Available at: https://unctad.org/system/files/official-document/der2019_overview_ru.pdf (accessed: 30.07.2024). (In Russian)

3. Kovalev, D. V., Kosolapova, N. A., Likhatskaya, E. A. et al (2020). Strategies, tools and technologies for digitalization of the economy: monograph. — Rostov-on-Don, Taganrog: Southern Federal University Publishing House, 224 p. — Available at: https://www.iprbookshop.ru/100202.html (accessed: 05.04.2024). (In Russian)

4. Codex Consortium (2020). Passport of the National Project National Program Digital Economy of the Russian Federation. Approved Council under the President of the Russian Federation on Strategic Development and Priority Projects, protocol dated June 4, 2019 No. 7. — Available at: https://docs.cntd.ru/ document/564664077 (accessed: 15.07.2024). (In Russian)

5. Ezhova, Iu. M. (2021). Osobennosti organizatsii obrazovatel’nogo protsessa v usloviiakh informatsionno-obrazovatel’noi sredy [Features of the Organization of the Educational Process in the Information and Educational Environment]. ANI: pedagogika i psikhologiia [ANI: Pedagogy and Psychology]. No. 1 (34), pp. 96–100. (In Russian)

6. Legan, M. V., Gobysh, A. V. (2020). Issues of digitalization of education at NSTU: textbook. — Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University, 64 p. — Available at: https://www.iprbookshop.ru/99174.html (accessed: 19.02.2024). (In Russian)

7. Consultant Plus (2019). Passport of the Federal Project Digital Public Administration. Approved Presidium of the Government Commission on Digital Development, the Use of Information Technologies to Improve the Quality of Life and Conditions for Doing Business, Minutes No. 9 dated May 28, 2019. — Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328938/9e733b9ece0472e8f17a73cd753a75784f9e1fab/ (accessed: 30.07.2024). (In Russian)

8. Russian Government (2013). Forecast of Scientific and Technological Development of the Russian Federation for the period until 2030, approved by the Chairman of the Government of the Russian Federation D. A. Medvedev. — Available at: http://static.government.ru/media/files/41d4b737638b91da2184.pdf (accessed: 10.07.2024). (In Russian)

9. Garant (2021). Order of the Government of the Russian Federation of December 21, 2021 No. 3759-r On approval of the Strategic Direction in the field of Digital Transformation of Science and Higher Education. — Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/ (accessed: 17.07.2024). (In Russian)

10. Garant (2017). Decree of the President of the Russian Federation dated May 9, 2017 No. 203 On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030. — Available at: https://base.garant.ru/71670570/ (accessed: 18.07.2024). (In Russian)

11. Garant (2019). Decree of the President of the Russian Federation of October 10, 2019 Nо. 490 On the development of artificial intelligence in the Russian Federation. — Available at: https://base.garant.ru/72838946/ (accessed: 18.07.2024). (In Russian)

12. President of Russia (2020). Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 Nо. 474 On national development goals of the Russian Federation for the period until 2030. — Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (accessed: 10.07.2024). (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 02.08.2024

Дата принятия рукописи в печать: 30.08.2024

В 2020 г. все образовательные организации столкнулись с новой реальностью — изменением формата обучения в связи с пандемией COVID-19, который характеризовался сильным ограничением в личных коммуникациях, самоизоляцией, отсутствием перемещений. Таким образом, классическое обучение резко перешло в электронный формат. Многие учреждения и сами граждане оказались технически и психологически неподготовленными к таким процессам коммуникации. Несмотря на трудности использования дистанционного формата обучения, повсеместные ограничения личных контактов способствовали резкому скачку развития методов обучения, оцифровке лекционных курсов, методических материалов и в целом налаживанию процессов обучения в удаленном режиме. Преподаватели и студенты вынуждены были адаптироваться к новой реальности, овладевать новыми навыками цифровизации, компьютерной грамотностью, технологиями.

В следующий период после пандемии (2021 г.), когда личностные коммуникации постепенно возвращались в обучение, присутствовал формат смешанного обучения: в большинстве случаев потоковые лекции с присутствием большого количества студентов проходили в дистанционном формате, практические и семинарские занятия были организованы с личным присутствием студентов. В 2022 г. практически все образовательные учреждения с классической формой обучения вернулись к привычному формату обучения.

В настоящее время процессы и структуры в бизнесе, политике и науке претерпевают радикальные изменения и начинают раскрывать потенциал цифровизации. Цифровая трансформация, или цифровизация, — это повсеместное использование цифровых ресурсов во всех областях жизни.

При анализе стратегического развития России по направлению цифровой трансформации науки и высшего образования [1] можно обратить внимание, что используется следующая формулировка: «цифровая трансформация отрасли — комплексное преобразование деятельности участников отрасли и органов исполнительной власти Российской Федерации, связанное с переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий».

Для Цитирования:
Дмитрий Валерьевич Хавин, Татьяна Валентиновна Богачева, Владислав Владимирович Ноздрин, Анна Вячеславовна Башева, Мария Валерьевна Жирнова, Обеспечение экономической эффективности образования в условиях цифровой трансформации. Международная экономика. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: