Охрана труда и здоровья является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности, в том числе и для педагогов. Они проводят большую часть своего времени в школе, колледже или университете, поэтому безопасность в образовательной среде должна быть на первом месте.
Обеспечение безопасных и здоровых условий для педагогических работников всегда было актуальной задачей. В настоящее время это становится особенно важным, так как информационное общество привносит множество изменений в экономическую, культурную, политическую и социальную сферы жизни человека. Важно заметить, что профессиональное здоровье педагогов включает физическое, психическое, духовное и социальное состояния, которые обеспечивают эффективное выполнение профессиональных функций и помогают справляться с негативными факторами стрессовой профессионально-образовательной среды.
Несмотря на готовность педагогов следовать правилам здорового образа жизни и придавать большое значение своему здоровью, последние исследования показывают, что здоровье педагогических работников оставляет желать лучшего. Это связано с возрастающей нагрузкой, отсутствием сбалансированного режима труда и отдыха, стрессовыми условиями и психоэмоциональным напряжением. Кроме того, специфика профессиональной деятельности, такая как нагрузка на речевой аппарат, повышенные требования к вниманию и памяти, длительное пребывание в аудитории, также вносят свой вклад в ухудшение здоровья педагогов. Поэтому важно создавать условия, которые помогут не только сохранить, но и укрепить здоровье педагогов.
Исследования подтверждают, что здоровье педагогов является актуальной проблемой. Для поддержания, укрепления и восстановления их здоровья необходимо осуществлять комплекс мер, направленных на здоровьесбережение. В образовательных учреждениях основная забота по обеспечению безопасности учебного процесса ложится на охрану труда педагогов, так как это позволяет решать многие проблемы. Охрана труда в образовательных учреждениях включает в себя комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление жизни и здоровья участников учебного процесса. Во многих вузах готовят будущих педагогов к здоровьесбережению, в том числе и за счет введения новых образовательных стандартов. Важным для здоровьесбережения является организация безопасной образовательной среды. Она определяется как система мер, направленных на обеспечение единства действий всех участников образовательного процесса и связанных с ними областей, таких как культура, медицина, экология, социальная защита, безопасность систем жизнеобеспечения. Здоровьесберегающая среда образовательной организации включает в себя все условия, организованные всеми участниками учебного процесса, направленные на сохранение и укрепление здоровья.