По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.23/24; 371.13/.16

Обеспечение безопасной образовательной среды как необходимое условие сохранения здоровья и безопасности педагогов

Светловский Владимир Геннадьевич кандидат педагогических наук, г. Тула

Сегодняшние педагоги сталкиваются с большим количеством трудностей в своей профессиональной деятельности, особенно в отношении сохранения своего здоровья и безопасности в образовательной среде. Поэтому важно обеспечить безопасную образовательную среду как условие охраны труда и здоровья педагогов.

Литература:

1. Малофеева Г.А. Профессиональное здоровье педагога в современном образовательном процессе [Текст] / Г.А. Малофеева // Вестник науки. — 2022. — № 7 (52). — C. 18–23.

2. Котова М.Б. Ценность здоровья и здоровое поведение учителей общеобразовательных школ [Текст] / М.Б. Котова, В.Н. Колесников, М.А. Титова, А.С. Кузнецова, О.М. Драпкина / Профилактическая медицина. — 2022. — № 25 (7). — С. 22–30.

3. Константиновский Д.Л. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания [Текст] / Д.Л. Константиновский, М.А. Пинская, Р.С. Звягинцев // Социологические исследования. — 2019. — № 5. — С. 14–25.

4. Охрана труда в образовательных организациях [Текст] : учебник / А.Н. Сергеев, М.С. Петрова, Ю.С. Дорохин [и др.]. — Тула: Тульский государственный университет, 2018. — 356 с.

5. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании [Текст]: учебник для студентов высш. учеб. зав., обучающихся по направлению 44.03.01 — Педагогическое 148 образование / П.В. Станкевич, В.Ю. Абрамова, С.Б. Бахвалова, А.Е. Бойков, Э.М. Киселева, Р.И. Попова, Т.А. Спицына; под ред. П.В. Станкевича. — СПб.: изд-во ВВМ, 2021. — 254 с.

6. Киселева Э.М. Экологическая безопасность образовательной среды как условие формирования экофильно ориентированной личности [Текст] / Киселева Э.М., Киселев С.А./ Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61-4. — С. 148–151.

Охрана труда и здоровья является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности, в том числе и для педагогов. Они проводят большую часть своего времени в школе, колледже или университете, поэтому безопасность в образовательной среде должна быть на первом месте.

Обеспечение безопасных и здоровых условий для педагогических работников всегда было актуальной задачей. В настоящее время это становится особенно важным, так как информационное общество привносит множество изменений в экономическую, культурную, политическую и социальную сферы жизни человека. Важно заметить, что профессиональное здоровье педагогов включает физическое, психическое, духовное и социальное состояния, которые обеспечивают эффективное выполнение профессиональных функций и помогают справляться с негативными факторами стрессовой профессионально-образовательной среды.

Несмотря на готовность педагогов следовать правилам здорового образа жизни и придавать большое значение своему здоровью, последние исследования показывают, что здоровье педагогических работников оставляет желать лучшего. Это связано с возрастающей нагрузкой, отсутствием сбалансированного режима труда и отдыха, стрессовыми условиями и психоэмоциональным напряжением. Кроме того, специфика профессиональной деятельности, такая как нагрузка на речевой аппарат, повышенные требования к вниманию и памяти, длительное пребывание в аудитории, также вносят свой вклад в ухудшение здоровья педагогов. Поэтому важно создавать условия, которые помогут не только сохранить, но и укрепить здоровье педагогов.

Исследования подтверждают, что здоровье педагогов является актуальной проблемой. Для поддержания, укрепления и восстановления их здоровья необходимо осуществлять комплекс мер, направленных на здоровьесбережение. В образовательных учреждениях основная забота по обеспечению безопасности учебного процесса ложится на охрану труда педагогов, так как это позволяет решать многие проблемы. Охрана труда в образовательных учреждениях включает в себя комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление жизни и здоровья участников учебного процесса. Во многих вузах готовят будущих педагогов к здоровьесбережению, в том числе и за счет введения новых образовательных стандартов. Важным для здоровьесбережения является организация безопасной образовательной среды. Она определяется как система мер, направленных на обеспечение единства действий всех участников образовательного процесса и связанных с ними областей, таких как культура, медицина, экология, социальная защита, безопасность систем жизнеобеспечения. Здоровьесберегающая среда образовательной организации включает в себя все условия, организованные всеми участниками учебного процесса, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Для Цитирования:
Светловский Владимир Геннадьевич, Обеспечение безопасной образовательной среды как необходимое условие сохранения здоровья и безопасности педагогов. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала