По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.315.17

Обеспечение безопасности работ на высоте на воздушных линиях связи и линиях электропередач

Сенченко В.А. руководитель, Волгоградский центр охраны труда и экологии, 400012, г. Волгоград, просп. Маршала Жукова, д. 88, E-mail: Vladimir.Senchenko@south.rt.ru,
Карауш С.А. д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой охраны труда и окружающей среды, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, д. 2, E-mail: karaush@tsuab.ru,
Сердюк В.С. д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности, Омский государственный технический университет, 644050, г. Омск, пр-т Мира, д. 11, корп. 8, E-mail: bgd@omgtu.ru, bgd.omgtu@gmail.com

В статье предложены технические средства обеспечения безопасности работ, которые уже имеют в своем составе жесткую анкерную точку, закрепленную на опоре. Для создания анкерного устройства на опоре в настоящее время производители средств защиты предлагают в основном переносные анкерные устройства. Они имеют ряд преимуществ, но и существенные недостатки. Однако более надежным является устройство на опоре стационарной анкерной точки на верхней части опоры, которая отвечает всем требованиям безопасности при проведении работ на высоте. Предложены технические решения создания таких анкерных точек для воздушных линий связи и линий электропередач.

Литература:

1. Письмо Росстата № 1199/ОГ от 29.07.2015 «Данные о среднесписочной численности работников строительства и связи, а также распределение пострадавших по основным видам происшествий, приведших к несчастному случаю в Российской Федерации за 2014 год» // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 02.10.2015).

2. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» // «Консультант плюс»: Региональный информационный центр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.infocom.su/ (дата обращения: 02.12.2016).

3. Средства защиты от падения с высоты. Гибкие анкерные линии. SAFE — TEK [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.safe-tec.ru/ products/zakhvaty/ (дата обращения: 10.01.2017).

4. Средства защиты от падения с высоты VENTO [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vento.ru/images/VENTO_ Pro_2016. pdf/ (дата обращения: 10.01.2017).

5. Сенченко В.А. Безопасность на высоте: воздушные линии связи // Санэпидконтроль. Охрана труда. — 2016. — № 3. — C. 37–42.

6. Сенченко В. А., Карауш С. А. Анкерная точка на опоре как элемент обеспечения безопасности работ на высоте // Строительство: новые технологии — новое оборудование. — 2016. — № 7. — C. 50–53.

7. Сборник типовых конструкций изделий и узлов зданий и сооружений, серии 3.407.1–136 Железобетонные опоры ВЛ 0,38 кВ, вып. 1, утв. протоколом Минэнерго СССР от 03.10.1985 г. № 24.

8. Патент РФ на полезную модель № 167281 «Траверса опоры воздушной линии электропередач». МПК: E04H 12/24.

9. Патент РФ на полезную модель № 167382 «Конструкция для крепления средств защиты работающих на длинномерных высотных опорах». МПК: E04G 21/32, E04H 12/00.

10. Сенченко В. А., Каверзнева Т. Т. Анкерная точка как элемент систем безопасности работ на двухскатных крышах // Технологии техносферной безопасности. — 2016. — Вып. 5 (69) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ipb.mos.ru/ttb/2016–5/2016–5. html/ (дата обращения: 20.04.2017). 11. ГОСТ Р ЕН 795/А1–2012 ССБТ «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Анкерные устройства. Общие технические требования. Методы испытаний».

12. ГОСТ Р 12.4.026–2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

Работы на высоте относятся к наиболее опасным с точки зрения охраны труда. До 26% от всех несчастных случаев в строительстве составляют случаи падения работников с высоты [1]. В связи с этим Минтруд России в 2014 г. одними из первых принял новые Правила по охране труда при работе на высоте [2], чтобы обеспечить безопасность работ на высоте, где прописал ряд мероприятий организационного и технического характера. К техническим мероприятиям, обеспечивающим безопасность работ, были отнесены системы обеспечения безопасности работ на высоте. Каждая такая система состоит из следующих элементов:

а) анкерного устройства;

б) привязи (страховочной, для удержания, для позиционирования, для работы в положении сидя);

в) соединительно-амортизирующей подсистемы (стропы, канаты, карабины, амортизаторы, средство защиты втягивающегося типа, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии).

Из вышеназванных элементов данной системы наиболее важным для безопасности работ на высоте является анкерное устройство.

Анкерное устройство на воздушных линиях связи и воздушных линиях электропередач (далее — ВЛ) является обязательным элементом, используемым при их техническом обслуживании и ремонте. Наиболее простым и безопасным способом обслуживания ВЛ является проведение работ с использованием автоподъемника. Однако во многих случаях автоподъемник не в состоянии проехать по пересеченной или болотистой местности к опоре. Также с экономической точки зрения метод с использованием автоподъемника для проведения работ на ВЛ является более затратным, по сравнению с другими методами. Поэтому в других случаях при подъеме на опору применяются лестницы или лазы. В соответствии с действующими Правилами [2], при подъеме на опору необходимо применять страховочные системы. Следует отметить, что верхняя часть опоры ВЛ в РФ сейчас не оснащается жесткими анкерными точками для крепления страховочных систем. Крепление страховочных систем возможно с помощью гибких анкерных точек или специальных крюков. В настоящее время известны разные способы крепления на опоры гибкой анкерной точки или крюка, которые реализованы в виде устройств и систем безопасности проведения работ на высоте и предлагаются на российском рынке рядом компаний [3–5]. Недостатком таких устройств является то, что закрепление гибких анкерных точек на опоры ВЛ не всегда возможно с технической точки зрения, а иногда и невозможно [6]. Причины здесь в следующем:

Для Цитирования:
Сенченко В.А., Карауш С.А., Сердюк В.С., Обеспечение безопасности работ на высоте на воздушных линиях связи и линиях электропередач. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: