Работы на высоте относятся к наиболее опасным с точки зрения охраны труда. До 26% от всех несчастных случаев в строительстве составляют случаи падения работников с высоты [1]. В связи с этим Минтруд России в 2014 г. одними из первых принял новые Правила по охране труда при работе на высоте [2], чтобы обеспечить безопасность работ на высоте, где прописал ряд мероприятий организационного и технического характера. К техническим мероприятиям, обеспечивающим безопасность работ, были отнесены системы обеспечения безопасности работ на высоте. Каждая такая система состоит из следующих элементов:
а) анкерного устройства;
б) привязи (страховочной, для удержания, для позиционирования, для работы в положении сидя);
в) соединительно-амортизирующей подсистемы (стропы, канаты, карабины, амортизаторы, средство защиты втягивающегося типа, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии).
Из вышеназванных элементов данной системы наиболее важным для безопасности работ на высоте является анкерное устройство.
Анкерное устройство на воздушных линиях связи и воздушных линиях электропередач (далее — ВЛ) является обязательным элементом, используемым при их техническом обслуживании и ремонте. Наиболее простым и безопасным способом обслуживания ВЛ является проведение работ с использованием автоподъемника. Однако во многих случаях автоподъемник не в состоянии проехать по пересеченной или болотистой местности к опоре. Также с экономической точки зрения метод с использованием автоподъемника для проведения работ на ВЛ является более затратным, по сравнению с другими методами. Поэтому в других случаях при подъеме на опору применяются лестницы или лазы. В соответствии с действующими Правилами [2], при подъеме на опору необходимо применять страховочные системы. Следует отметить, что верхняя часть опоры ВЛ в РФ сейчас не оснащается жесткими анкерными точками для крепления страховочных систем. Крепление страховочных систем возможно с помощью гибких анкерных точек или специальных крюков. В настоящее время известны разные способы крепления на опоры гибкой анкерной точки или крюка, которые реализованы в виде устройств и систем безопасности проведения работ на высоте и предлагаются на российском рынке рядом компаний [3–5]. Недостатком таких устройств является то, что закрепление гибких анкерных точек на опоры ВЛ не всегда возможно с технической точки зрения, а иногда и невозможно [6]. Причины здесь в следующем: