Работодатель (образовательная организация любого типа) должна обеспечивать надлежащую безопасность не только своих служащих, но и учеников на территории учреждения. Это предполагает, что как на федеральном, так и на региональном, локальном уровне разработаны и действуют сразу несколько нормативных актов, регламентирующих организацию обеспечения безопасности во время пожара и иных ЧП (например, террористических актов).
Нормативного правового определения указанной дефиниции в российском праве не имеется: профильный федеральный закон, рассматривая общие принципы обеспечения безопасности, не говорит ничего о терминологическом базисе. В результате споры по поводу дефиниции все чаще появляются в научной литературе, которая фактически расколота по нескольким группам:
— ряд ученых, говоря о применении категории безопасности в контексте работы образовательных организаций, особо отмечают возможности использования взаимозаменяемого понятия «комплексная безопасность». Под ней понимается состояние полной защищенности образовательной организации от реальных и прогнозируемых угроз различного характера (социального, техногенного, природного), что в своей совокупности обеспечивает его безопасное функционирование [1];
— другие считают, что при квалификации объектов важно использовать только собственное понятие безопасности, которое рассматривается не иначе как «состояние защищенности от возможных внешних угроз».
Все эти терминологические эквилибристские попытки формулирования – это лишь суть отражения разных признаков одного и того же термина.
Поэтому автор считает возможным, ориентируясь на своеобразное соединение терминологических инновационных предложений, использовать понятие «безопасности» в следующей коннотации: безопасность – это защищенность от потенциальных и реальных угроз, которые могут возникнуть в деятельности любой образовательной организации.
Исследователи из Сибирского государственного университета Корнев В.М. и Проскуряков А.В., агрегируя основные причины возможного негативного воздействия на сферу безопасности в образовательных организациях, выделяют не менее 7 основных групп факторов: