При проведении экспертизы ДТП автотехнический эксперт (судебный эксперт, так как он назначается следователем или судом) отвечает на поставленные ему для проведения экспертизы вопросы [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Например, как должны были действовать участники движения с учетом требований Правил дорожного движения (ПДД) РФ или, была ли у водителя транспортного средства (ТС) возможность избежать аварийной ситуации выполнив какие либо (указываются конкретно), соответствующие ПДД РФ, действия. Получивший задание и исходные материалы по ДТП судебный или независимый эксперт, компетентный проводить исследование и выполнивший его, пишет заключение в соответствии с очередностью поставленных вопросов.
Научная работа, направленная на изучение вопросов расследования и экспертизы ДТП, предотвращение опасно-аварийных ситуаций с участием пешеходов и обеспечение безопасности дорожного движения, является актуальной, поскольку снижение аварийности способствует повышению благосостояния граждан и социально-экономическому развитию государства и общества.
При написании статьи авторы использовали материалы методических руководств с рекомендованными методиками исследования ДТП для экспертов-автотехников, литературу по исследованию ДТП, имеющуюся в свободном пользовании, статьи в научных журналах, отчеты годовой аварийности, представленные Росстатом РФ, личные научные разработки по исследованию ДТП, ГОСТы, СНИПы, требования нормативных документов и ПДД РФ. Использовали данные визуальных наблюдений за движением транспортных потоков и разработанные авторами уточненные методики исследования опасно-аварийных ситуаций и происшествий, возникших при осуществлении транспортного процесса.
При проведении экспертизы эксперт имеет право пользоваться только рекомендованными ему справочными данными, методическими указаниями и рекомендациями. Ранее эти документы были «для служебного пользования» и простые водители — участники ДТП, исследователи и ученые не имели к ним свободного доступа. В настоящее время все изменилось. Правительство РФ Постановлением №1065 принятым 17 октября 2014 г. определило уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, которые утверждают требования к профессиональной переподготовке и аттестации экспертов-автотехников, имеющих право проводить независимую техническую экспертизу ТС и позволило вводить государственный реестр экспертовавтотехников.