Железные дороги США представляют собой одну из крупнейших железнодорожных систем в мире. Протяженность железных дорог только класса I, имеющая тенденцию некоторого ежегодного уменьшения, в настоящее время в 1,7 раза больше протяженности железных дорог Российской Федерации, а парк грузовых вагонов почти в 3 раза превышает парк отечественных грузовых вагонов (табл. 1). Следует, однако, отметить, что железные дороги США преимущественно — однопутные, но грузовые вагоны имеют довольно высокую грузоподъемность.
Кроме железных дорог класса 1, которые находятся в собственности 7 крупнейших железнодорожных операторов, имеются местные и региональные железные дороги, протяженность которых — около половины протяженности железных дорог класса I. Их эксплуатируют около 600 операторов.
Операторы железных дорог класса I осуществляют исключительно грузовые перевозки. Кроме них, в США создана национальная железнодорожная пассажирская компания Amtrak (National Railroad Passenger Corp.), являющаяся основным оператором междугородних пассажирских перевозок. Основные показатели Amtrak представлены в табл. 2
В собственности Amtrak находятся небольшие участки общей протяженностью путей 3874 км в Северо-Восточном коридоре Бостон — Вашингтон и 3 других еще более коротких сегмента в коридорах Нью Хейвен — Спрингфилд, Харрисбург — Филадельфия и Портер — Каламазу. Поэтому обслуживание большей части путей вне Северо-Восточного коридора приходится на компании железных дорог класса I.
Таким образом, большая часть железных дорог США находится в частной собственности; они являются ответственными за поддержание своих путей и подвижного состава в надлежащем состоянии, адекватным требованиям общественной безопасности. На них распространяются все нормы Федерального железнодорожного агентства — Federal Railroad Administration (FRA), в том числе нормы по детализированному инспектированию путей. FRA находится в ведении Министерства транспорта США U.S. Department of Transportation (USDOT), которое, подобно Минтрансу России, выполняет функции регулятора всей транспортной деятельности на территории США. Все сведения, приведенные в данной статье, извлечены из ежегодного статистического отчета 2020 года о транспортной деятельности [1], подготовленного Бюро транспортной статистики (Bureau of Transportation Statistics (BTS)) при аппарате USDOT.