Однако потенциал экстенсивного роста может быть исчерпан в среднесрочной перспективе. В этих условиях растет значение альтернативных возможностей для расширения бизнеса операторов ЭТП, в том числе дальнейшее развитие и монетизация дополнительных сервисов поставщикам и заказчикам.
Электронные закупки становятся основным способом проведения закупок для крупных заказчиков, внедривших этот инструмент. В 2016 г. опрошенные заказчики в среднем проводили на ЭТП более 58 % закупок. При этом продолжилось сокращение удельного веса компаний, проводивших в электронной форме менее 10 % закупок.
Падение средних объемов электронных закупок крупнейших заказчиков остановилось. Средний объем электронных закупок крупнейших компаний в 2015 г. вырос на 1 %, а в 2016 г. по предварительным оценкам — на 10–20 %. В то же время продолжилась тенденция снижения средней стоимости одной закупки — рост количества электронных закупочных процедур существенно опережал рост их объема.
Электронные закупки становятся основным способом проведения закупок для крупных заказчиков, внедривших этот инструмент. В 2016 г. опрошенные заказчики в среднем проводили на ЭТП более 58 % закупок. Доля компаний, проводивших более половины закупок в электронной форме, выросла на 4 п. п. и достигла 65 %. При этом продолжилось сокращение удельного веса компаний, проводивших в электронной форме менее 10 % закупок.
Операторы ЭТП успешно осваивают нишу закупок крупных частных корпоративных заказчиков. Доля крупнейших частных компаний, внедривших закупки в электронной форме, в 2016 г. выросла на 8 п. п. и превысила 59 %. Электронные закупки становятся все более распространенным инструментом для частных компаний финансового сектора, сервисных и ИТ-компаний, а также компаний розничной и оптовой торговли.
Прив лечение новых к лиентов из числа частных корпоративных заказчиков будет иметь ограниченное влияние на рост объемов электронного рынка B2B; 65,7 % крупнейших частных компаний, не использующих по состоянию на конец 2016 г. электронные закупки, относятся к нересурсоемким отраслям экономики (финансовый сектор, торговля, сервис и ИТ). Между тем объемы закупок компаний этой группы в среднем в шесть раз ниже, чем компаний ресурсоемких отраслей (промышленность, транспорт, энергетика, строительство, связь) с сопоставимой выручкой.