По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 62-97

Объем и технические условия тепловизионного контроля электроустановок

Козлов Е.Е. ведущий специалист технического отдела, ООО «А1-Энерго», 197227, Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д. 21

На основе результатов практической работы по тепловизионному контролю электрооборудования и оценок его теплового состояния и надежности представлены параметры аномальных перегревов и допустимые превышения температур наружных поверхностей. Приводятся термограммы, полученные путем тепловизионной съемки объектов электроустановок.

Литература:

1. Козлов Е.Е. Рекомендации по тепловизионному контролю // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2015. – № 5/6. – С. 12–18.

2. Объемы и нормы испытаний электрооборудования. РД 34.45-51.300-97, утв. ОАО РАО «ЕЭС России» 08.05.1997: 6-е изд. с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2001.

При тепловизионном контроле оценивается состояние подшипников по температуре нагрева, проходимость вентиляционных каналов и отсутствие витковых замыканий в обмотках – по локальным нагревам на поверхности корпуса электродвигателя. Пример термограммы, получаемой путем тепловизионной съемки, представлен на рис. 1. Диапазон значений температуры всех точек, отображенных на данном снимке, представлен в виде температурной шкалы в правой части рисунка. Увеличение температуры соответствует переливу цветов (градиенту) от более «холодных» к более «теплым». Это очень полезно для поиска наиболее горячих точек в режиме реального времени. На данной термограмме отмечены четыре наиболее характерные точки поверхности электродвигателя: кожух крыльчатки (27,3 °С), корпус электродвигателя (32,5 °С), кожух муфты (28,5 °С) и ходовая часть дымососа (31,4 °С). Анализируя температурную шкалу в целом и конкретные точки в частности, можно увидеть, что превышение предельных значений нагрева отсутствует.

В табл. 1 приведены предельно допустимые превышения температуры в зависимости от класса нагревостойкости изоляционных материалов для основных составляющих частей электродвигателя.

Проверяется тепловое состояние контактных соединений токоведуших проводников, тиристоров, резисторов, устройств АГП, коммутационных аппаратов и других частей.

Рекомендуемые зоны контроля при ИКдиагностике дутьевых вентиляторов серии ВДН:

1 – нагрев верхнего подшипника; 2 – нагрев нижнего подшипника (при временно снятой заглушке; 3 – эффективность работы системы охлаждения (методом сравнения).

Температура нагрева контактных соединений токоведущих проводников не должна превышать 75 °С (или

< 35 °С).

Измеренные значения температур нагрева тиристоров системы возбуждения не должны различаться более чем на 30 %. При ИК-контроле обращается внимание на равномерность нагрева тиристоров параллельных ветвей.

Выявление аномальных перегревов на поверхности корпуса электродвигателя позволяет определить очаги витковых замыканий в обмотках, закупорку вентиляционных каналов в статоре и в ряде случаев нарушение паек в обмотках. При оценке теплового состояния электродвигателя следует учитывать допустимые превышения температур последних в зависимости от класса нагревостойкости электроизоляционных материалов обмоток (табл. 1).

Для Цитирования:
Козлов Е.Е., Объем и технические условия тепловизионного контроля электроустановок. Главный энергетик. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: