В настоящее время происходит интеграция российской экономики в международную систему хозяйствования, масштаб международного сотрудничества и кооперации увеличивается, соответственно, роль унификации учета и отчетности также повышается. Это необходимо в первую очередь для достижения достоверности, объективности и сопоставимости информации, предоставляемой заинтересованным сторонам. В связи с тем, что российские стандарты учета для общественного сектора экономики еще на стадии разработки и внедрения, международный опыт может оказать непосредственное влияние на данный процесс. Поэтому данный вопрос актуален для рассмотрения и изучения с практической точки зрения.
Основные средства представляют собой материальные активы, участвующие в процессе производства, и являются одной из важнейших статей в учете как коммерческого, так и общественного сектора экономики.
Регулирование учета основных средств и их представление в отчетности по международным стандартам осуществляются согласно МСФО ОС 17 «Основные средства». В России учет основных средств в государственных организациях регулируется приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257 н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Основные средства”». Данный стандарт применяется для учреждений с 1 января 2018 года. Международный стандарт в области учета основных средств применяется на практике дольше на 10 лет в сравнении с Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее — ФСБУ «Основные средства»).
Далее необходимо обратиться к целям стандартов, основным понятиям и видам стоимости основных средств, определяющихся в них (табл. 1).
Из данных таблицы 1 следует, что МСФО ОС 17 в большей степени ориентирован на инвесторов и высшее руководство, которое принимает решения на основании представленной финансовой отчетности. В российском учете стандарт разработан с целью упрощения контроля Минфина над деятельностью государственных организаций.