Сфера водоснабжения и водоотведения является стратегически значимой для государства. Для того, чтобы сфера функционировала, предусмотрено особое регулирование, в связи которым установлен специальный режим оборота объектов этой сферы.
Встречаются случаи, когда указанные объекты находятся в частной собственности: когда строятся объекты недвижимости, а также сети водоснабжения и водоотведения, на которые регистрируют право собственности. На практике есть случаи, когда юридические лица регистрируют право собственности на те же водопроводные сети.
Однако это скорее исключение из общего правила, и стоит сфокусировать свое внимание именно на объектах, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
На сегодняшний день специфика регулирования оборота объектов централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и водоотведения такова, что недопустима их передача из государственной или муниципальной собственности в частную1 . По сути, объекты изъяты из гражданского оборота. Это положение закона стоит рассматривать вместе с законом о приватизации, который констатирует невозможность приватизации имущества, оборот которого запрещен или ограничен2 .
Стоит констатировать, это касается лишь случаев, когда объекты находятся в государственной или муниципальной собственности, если же воля направлена на передачу объектов из частных рук к публичному субъекту, то препятствий никаких нет. Этим в очередной раз подчеркивается их стратегическая значимость.
Специфика объектов, в частности, довольно ярко прослеживается в банкротных процедурах. В связи с чем рассмотрим несколько интересных кейсов из этой области.
Обсуждаемая тема как раз вызвана недавним Определением, вынесенным Верховным Судом по очередному банкротному делу3 . В этом деле МУП «Энергетик» обратилось в суд с заявлением о признании его несостоятельным. Все бы ничего, если бы собранием кредиторов не было принято решение о передаче водопроводных и канализационных сетей, которые находятся в собственности МУП, в муниципальную собственность муниципального образования безвозмездно. Кредитора (АО «Интер РАО — Электрогенерация») такое положение дел не устроило, в связи с чем он обратился в суд с требованием принять обеспечительные меры в отношении этого имущества. В ином случае конкурсная масса существенно бы опустела, а притязания кредиторов были бы ущемлены.