По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Объединение с конкурентом в новых экономических реалиях

А. Константинов старший юрист, руководитель направления «Сделки» практики М&А, юридическая компания «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и налоговый консалтинг»

Недавно президент заявил, что период нерабочих дней окончен, некоторые вирусологи склоняются к тому, что пик пандемии коронавируса пройден, в некоторых регионах частично сняты ограничительные меры. Хорошие новости вызывают энтузиазм у участников бизнес-сообщества, однако всем уже очевидно, что как отечественной, так и мировой экономике нанесен огромный удар, возможность оправится от которого наступит довольно нескоро. Это подтверждают настроения в среде предпринимателей: на состоявшемся в апреле 2020 г. онлайн-саммите «Бизнес после пандемии» часть его участников пришла к мнению, что 30 % бизнеса в России прекратит свое существование. Но стоит ли опускать руки и готовиться к банкротству? По нашему мнению — нет. Первым делом необходимо провести инвентаризацию активов, обязательств и оглянуться по сторонам: в условиях «идеального шторма» бывшие конкуренты могут являться потенциальными инвесторами — той отправной точкой, которая сможет вывести собственников на волну благополучия и стабильности.

Так, если собственник бизнеса встал на этот путь, пообщался со своим конкурентом, а последний заинтересовался в партнерских отношениях, следующий вопрос, который бизнесмену стоит задать себе: что делать дальше? Полностью продать свое дело или попробовать договорится, чтобы, пусть и на равных (либо меньших) правах, продолжить дело, в котором он так хорошо разбирается.

Вне зависимости от того, что выберет собственник бизнеса, в случае принципиального на то потенциального инвестора стоит придерживаться следующих правил:

1. Определиться с ключевыми показателями предполагаемой сделки и заключить рамочный договор

В данных целях современная практика позволяет использовать конструкцию рамочного договора по смыслу 429.1 ГК РФ, в котором стороны определяют:

- базовые активы, интересующие потенциального инвестора;

- ориентировочную цену продажи бизнеса (будь то продажа cash-out или инвестирование по принципу cash-in);

- последовательность взаимосвязанных сделок в рамках данного договора;

- положения о конфиденциальности;

- негативные условия, позволяющие той или иной стороне выйти из договора;

- штрафные санкции за выход какой-либо из сторон по достижении определенного этапа рамочного договора.

Удобство данной конструкции в отличие от соглашения о намерениях, соглашения о ведении переговоров и т. п. заключается в том, что в случае, если те или иные правоотношения сторон не были урегулированы отдельными сделками в рамках данного договора (даже при незаключении некоторых из них), по общему правилу будут применяться условия, отраженные именно в рамочном договоре. Кроме того, рамочный договор обязателен для исполнения сторонами: это означает, что продавец, полагающий свое право нарушенным, будет иметь достаточный инструмент для защиты своих интересов.

2. Подготовиться к комплексной проверке активов

Рамочный договор подписан и, с высокой долей вероятности, по его условиям конкурент — потенциальный инвестор имеет право провести комплексную проверку (due diligence) бизнеса. Его юристы направили список документов, которые необходимо представить. Но здесь перед каждым бизнесменом встает вопрос: что стоит предоставлять, а о каких обстоятельствах относительно бизнеса лучше умолчать.

Для Цитирования:
А. Константинов, Объединение с конкурентом в новых экономических реалиях. Финансовый менеджер. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: