Современные условия деятельности и в целом сфера строительства порождают такое большое количество информации, информационных потоков, сигналов обратной связи, что принятие управленческого решения на практике становится затруднительным. Возникает множество мнений, путей развития, где выбор наиболее эффективного не имеет четких и очевидных критериев. В этой связи для преломления ситуации следует абстрагироваться от несущественной информации и уметь выбирать совершенно конкретную, имеющую отношение к делу базу сведений. При этом также цикличность экономической деятельности, конкуренция на рынке, меры государственного управления обусловливают необходимость применения весьма конкретных мер управления, в минимальной степени требующих использования ресурса времени на свою подстройку под ситуацию. Данное положение также актуализирует вопрос о возможности использования не расширенного перечня, а весьма конкретного набора критериев для принятия управленческих решений.
В рамках совершенствования практических подходов к оценке конкурентоспособности была проведена работа по систематизации основных методов оценки и анализа конкурентных преимуществ предприятия и его конкурентного потенциала.
Конкурентный потенциал по причине наличия достаточной «популярности» среди авторов характеризуется наличием достаточно широкого разнообразия применяемого в его исследованиях инструментария.
Наличие данного инструментария свидетельствует о качественной и количественной представительности методологических подходов к исследованию, отсутствием единого мнения среди ученых относительно сути, структуры, факторов, характеристик и других аспектов конкурентного потенциала организации, которые определяют области исследования и направленность методических инструментов.
Анализ литературы позволяет составить следующую систематизацию методов оценки и анализа конкурентного потенциала организации:
• структурные — определение структуры производственно-экономического потенциала (алгоритм) и структурных компонентов конкурентного преимущества (методика);