Оценка, отметка… Как родились, так и попались: слышим с самого детства про то, какие мы: красивые и страшненькие, худенькие и крепыши, похожие на маму, папу и пр. Потом детский сад и его звёздочки, зайчики и черепашки, школа и циферки в журналах и дневниках, циферки, от которых так многое, оказывается, зависит! Но ведь мы чувствуем интуитивно: наши ощущения и мысли, чувства и эмоции, всё наше познание этого мира — другое, его порой не сосчитать, не просчитать, не поставить в вину, оно просто есть, существует, живёт… Так как же сопоставить, соизмерить своё понимание этого мира, свои возможности и потребности с критериями извне, с требованиями общества, правилами, нормами, законами? Вот она — психология личности, а вот и уже познанное и признанное триединство: познание — оценка — действие. Заметили: оценка в середине. В ней сходятся настоящее, прошлое и будущее: знание, пришедшее только что, знание, выработанное ранее, знание ожидаемое, предвиденное, спрогнозированное или то, что придёт спонтанно, в виде инсайта, озарения, открытия. Не значит ли это, что оценка так важна в нашей жизни, для нашей психики, являясь важным, а часто и основным её атрибутом?
Помните У. Джеймса — «…возвращение отражённого впечатления, могучее средство в руках педагога». Это об оценке!
В широком смысле её стоит отличать от школьной/вузовской отметки, которая характеризует в баллах относительные и абсолютные успехи учащегося. Отметка — педагогический стимул, сочетающий средства поощрения и наказания. Причём крайние значения отметок не всегда обладают такой стимулирующей силой, которую имеют средние отметки. Педагогическая оценка — то, что играет важную роль в детские годы и в период младшего школьного возраста, ибо напрямую связано с формированием у ребёнка соответствующего отношения к себе. С помощью оценок, даваемых ребёнку значимыми для него взрослыми, очень просто и разрушить его верные представления о самом себе из-за того, что здесь всегда примешиваются факторы эмоционального порядка. Восстановить адекватное отношение к себе во много раз сложнее, чем разрушить его. Так что совсем не просто и говорить про оценки, и оценивать их, исследовать и познавать…