По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Об оценке или хорошо, или ничего?

Борис Рувимович Мандель кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания, Doctor of science, honoris causa of International Academy of Natural History

Статья посвящена рассмотрению актуального, серьёзного и спорного вопроса об оценивании знаний учащихся.

Оценка, отметка… Как родились, так и попались: слышим с самого детства про то, какие мы: красивые и страшненькие, худенькие и крепыши, похожие на маму, папу и пр. Потом детский сад и его звёздочки, зайчики и черепашки, школа и циферки в журналах и дневниках, циферки, от которых так многое, оказывается, зависит! Но ведь мы чувствуем интуитивно: наши ощущения и мысли, чувства и эмоции, всё наше познание этого мира — другое, его порой не сосчитать, не просчитать, не поставить в вину, оно просто есть, существует, живёт… Так как же сопоставить, соизмерить своё понимание этого мира, свои возможности и потребности с критериями извне, с требованиями общества, правилами, нормами, законами? Вот она — психология личности, а вот и уже познанное и признанное триединство: познание — оценка — действие. Заметили: оценка в середине. В ней сходятся настоящее, прошлое и будущее: знание, пришедшее только что, знание, выработанное ранее, знание ожидаемое, предвиденное, спрогнозированное или то, что придёт спонтанно, в виде инсайта, озарения, открытия. Не значит ли это, что оценка так важна в нашей жизни, для нашей психики, являясь важным, а часто и основным её атрибутом?

Помните У. Джеймса — «…возвращение отражённого впечатления, могучее средство в руках педагога». Это об оценке!

В широком смысле её стоит отличать от школьной/вузовской отметки, которая характеризует в баллах относительные и абсолютные успехи учащегося. Отметка — педагогический стимул, сочетающий средства поощрения и наказания. Причём крайние значения отметок не всегда обладают такой стимулирующей силой, которую имеют средние отметки. Педагогическая оценка — то, что играет важную роль в детские годы и в период младшего школьного возраста, ибо напрямую связано с формированием у ребёнка соответствующего отношения к себе. С помощью оценок, даваемых ребёнку значимыми для него взрослыми, очень просто и разрушить его верные представления о самом себе из-за того, что здесь всегда примешиваются факторы эмоционального порядка. Восстановить адекватное отношение к себе во много раз сложнее, чем разрушить его. Так что совсем не просто и говорить про оценки, и оценивать их, исследовать и познавать…

Для Цитирования:
Борис Рувимович Мандель, Об оценке или хорошо, или ничего?. Ректор ВУЗа. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: