Окончание. Начало в № 8/2017
Итак, вроде бы мы твёрдо знаем: в основе оценки работы учащихся должны лежать понимание незнания и его причин, гуманный подход (щадящий), бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы обучаемых. А воспитательная функция оценки должна быть направлена на формирование чувства успеха, уверенности в своих силах, защищённости. Оценки должны превратиться из орудия принуждения и запугивания в инструмент положительного стимулирования — при любом виде оценивания необходим педагогический такт, оценка не должна травмировать.
Педагог обязан прежде всего ориентироваться на диагностические стандарты, использовать имеющиеся и накапливать собственные материалы, объективно и технологично обеспечивающие контроль (вопросники, задания, тесты и т.д. — сегодня это ещё и фонды оценочных средств — чуть ли не целая книга по количеству страниц… снова силы педагогов!). Важно, чтобы оценка воспринималась как справедливая: необходимо её обосновать, аргументировать. Не следует злоупотреблять сравнением учащихся друг с другом (лучше сравнивать их с самими собой на разных этапах обучения).
Личностный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся — на занятиях в принципе можно практиковать общественные смотры знаний, контроль учащимися-консультантами, взаимоконтроль, самоконтроль. Во всех случаях следует стремиться к признанию данной оценки в общественном мнении коллектива.
При оценивании важна гласность (информированность об успехах каждого).
Студенты должны иметь возможность исправлять и улучшать оценку. Важно, чтобы она была содержательной, давала возможности для удовлетворения и развития потребностей самосовершенствования, формирования положительной Я-концепции личности учащегося.
Дидактика, кстати, обращает особое внимание на разные уровни усвоения знаний учащимися. Выделены три уровня:
• уровень осознанного воспринятого и зафиксированного в памяти знания;
• уровень готовности к применению его в сходных условиях по образцу;