По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Об оценке или хорошо, или ничего? (окончание)

Борис Рувимович Мандель кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания, Doctor of science, honoris causa of International Academy of Natural History

Статья посвящена рассмотрению актуального, серьёзного и спорного вопроса об оценивании знаний учащихся.

Окончание. Начало в № 8/2017

Итак, вроде бы мы твёрдо знаем: в основе оценки работы учащихся должны лежать понимание незнания и его причин, гуманный подход (щадящий), бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы обучаемых. А воспитательная функция оценки должна быть направлена на формирование чувства успеха, уверенности в своих силах, защищённости. Оценки должны превратиться из орудия принуждения и запугивания в инструмент положительного стимулирования — при любом виде оценивания необходим педагогический такт, оценка не должна травмировать.

Педагог обязан прежде всего ориентироваться на диагностические стандарты, использовать имеющиеся и накапливать собственные материалы, объективно и технологично обеспечивающие контроль (вопросники, задания, тесты и т.д. — сегодня это ещё и фонды оценочных средств — чуть ли не целая книга по количеству страниц… снова силы педагогов!). Важно, чтобы оценка воспринималась как справедливая: необходимо её обосновать, аргументировать. Не следует злоупотреблять сравнением учащихся друг с другом (лучше сравнивать их с самими собой на разных этапах обучения).

Личностный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся — на занятиях в принципе можно практиковать общественные смотры знаний, контроль учащимися-консультантами, взаимоконтроль, самоконтроль. Во всех случаях следует стремиться к признанию данной оценки в общественном мнении коллектива.

При оценивании важна гласность (информированность об успехах каждого).

Студенты должны иметь возможность исправлять и улучшать оценку. Важно, чтобы она была содержательной, давала возможности для удовлетворения и развития потребностей самосовершенствования, формирования положительной Я-концепции личности учащегося.

Дидактика, кстати, обращает особое внимание на разные уровни усвоения знаний учащимися. Выделены три уровня:

• уровень осознанного воспринятого и зафиксированного в памяти знания;

• уровень готовности к применению его в сходных условиях по образцу;

Для Цитирования:
Борис Рувимович Мандель, Об оценке или хорошо, или ничего? (окончание). Ректор ВУЗа. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: