Первые попытки создания централизованной системы противоаварийной автоматики (ЦСПА) относятся к 1960−1970-м гг. В это время были построены многие крупнейшие электростанции, быстро развивалась электрическая сеть, осваивались новые классы напряжения. При этом далеко не всегда ввод новых крупных энергообъектов и появление новых узлов потребления обеспечивались своевременным развитием электрической сети. Изначально сеть строили в расчете на ее максимальную загруженность, имея в виду характерные для ЕЭС СССР (России) большую среднюю протяженность и, соответственно, большие капитальные затраты на сооружение линий электропередачи. Часто в энергосистеме одновременно могли оказаться загруженными до максимально допустимых значений большая часть сечений системообразующей электрической сети. Эти обстоятельства вынуждали во все большем объеме использовать противоаварийную автоматику (ПА) для обеспечения надежности параллельной работы энергосистем.
Локальная противоаварийная автоматика предотвращения нарушения устойчивости (АПНУ) нуждалась в постоянной перестройке для адаптации ее к изменению схемы энергосистемы и варьированию в широком диапазоне режимов загрузки отдельных линий и сечений электрической сети энергосистемы. Координация настроек устройств АПНУ в таких условиях представляла весьма сложную задачу. Во многих случаях приходилось прибегать к заведомо избыточным управляющим воздействиям противоаварийной автоматики, которые в силу известных причин представляли собой не только воздействия на генерацию, но и прямые отключения нагрузки.
Эти обстоятельства и инициировали попытки разработать такую систему противоаварийной автоматики, которая была бы в состоянии автоматически адаптироваться к изменяющимся схемно-режимным условиям и обеспечивать минимизацию управляющих воздействий, связанных с отключением генераторов (ОГ) и отключением нагрузки (ОН). Решить эту задачу можно было лишь при соответствующей централизации управления средствами ПА с учетом текущих схемно-режимных условий сложной энергосистемы.