В западной науке стадия развития визуальной культуры до эпохи фотографии и кино, как правило, именуется археологией экранной культуры или предысторией экранности [3; 8]. Существует даже термин precinema [14]. В археологию визуальной культуры включаются прежде всего материальные технические носители и преобразователи зримых образов, будь то латерна магика или камера-обскура, панорамы или диорамы. Тем самым исследователи ищут предметную общность всех материальных носителей визуального ряда. Не менее распространены концепции решающего влияния на революцию визуальной культуры в XIX–XX веках военных научно-технических разработок, направленных на неуклонное совершенствование технологий коммуникации, наблюдения и моделирования «картинки» [1; 2; 11]. Также история дотехнической визуальности соотносится с развитием транспортных средств, позволяющих пассажиру постоянно получать новую и новую визуальную информацию из внешнего мира [13; 15; 17; 18].
Все перечисленные аспекты предыстории современной технической визуальной культуры по-своему важны. Однако превалирование в данной исследовательской парадигме явлений, находящихся вне искусства и художественной культуры, приводит к некоторому перекосу в восприятии современной экранной культуры. Студенты могут впасть в заблуждение, полагая абсолютным и решающим фактором рождения современной визуальной культуры технический прогресс или потребности отдельных сравнительно малочисленных социальных страт. А между тем, как показывает современная практика, визуальная экранная культура носит всечеловеческий, универсальный, полифункциональный характер. Будучи рождена в контексте западной культуры, экранная культура распространяется по всему миру, легко усваиваясь представителями различных национальных традиций.
Всему этому должно быть некое объяснение. Для того чтобы взгляд на современную визуальную культуру был более многогранным, мы предлагаем взглянуть на наш предмет с точки зрения зрелищной культуры, которая также является культурой запечатления, моделирования и восприятия зримых образов. В ней, так же как и в современной визуальной культуре, синтезированы развлекательные, художественные и информационные элементы. Зрелищная культура была и есть у всех народов планеты, это неотъемлемая часть самой человеческой природы и человеческого общества.