По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Об особенностях дисциплины «Визуальная культура». Роль зрелища процессии в предыстории экранных форм

Сальникова Екатерина Викторовна ведущий научный сотрудник сектора медийных искусств Государственного института искусствознания МК РФ, доктор культурологии Россия, 125000, г. Москва, Козицкий пер., д. 5, E-mail: k-saln@mail.ru

Одна из актуальных задач современного культурологического образования заключается в устранении лакун, связанных с историей визуальной культуры до эпохи технических экранных носителей. Причем выполнение этой задачи позволит не только начертать более всестороннюю и объективную картину эволюции визуальной культуры, но и существенно скорректировать представления о развитии зрелищно-театральной культуры и о соотношении визуальных и зрелищно-театральных явлений с традициями повседневности. Данная статья посвящена одному из феноменов истории зрелищной культуры, который может быть также вписан в историю визуальной культуры.

Литература:

1. Вирильо П. Машина зрения. — СПб.: Наука, 2004.

2. Иоскевич Я. Интернет как новая среда художественной культуры // Экранная культура. Теоретические проблемы / Под ред. К.Э. Разлогова. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — С. 299–333.

3. Манович Л. Археология компьютерного экрана // Экранная культура. Теоретические проблемы / Под ред. К.Э. Разлогова. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — С. 55–76.

4. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. — СПб., 1906.

5. Силюнас В.Ю. Испанский театр XVI–XVII веков. От истоков до вершин. — М.: РИК-Культура, 1995.

6. Стахорский С.В. Театральная культура Древней Руси. — М.: ГИТР, 2012.

7. Трубочкин Д.В. «Все в порядке! Старец пляшет...» Римская комедия плаща в действии. — М.: Изд-во ГИТИС, 2005.

8. Хуххтамо Э. Заметки по поводу археологии медиа // Экранная культура. Теоретические проблемы / Под ред. К.Э. Разлогова. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — С. 96–106.

9. Arena P. Pompa Circensis and Domus Augusta // Ritual, Dynamics and Religious Change in the Roman Empire. Proceedings of the English Workshop of the International Network Impact of Empire (Heidelberg, July 5–7, 2007). Ed. by Hekster O., Schmidt-Hofner S. and Witschel Ch. — Leiden: Koninklijke Brill NV., 2009. — P. 77–93.

10. Bidmead J. The Akitu Festival: Religious Continuity and Royal Legitimation in Mesopotamia. — New Jersey: Gorgias Press Edition LCC, 2004.

11. Castells M. The independent galaxy. Refl ections on the Internet, business and society. — Oxford: Oxford University Press, 2001.

12. Eaton K. Ancient Egyptian Temple Ritual Performance, Patterns and Practice. — New York: Rotledge, 2013.

13. Goody A. Thechnology, Literature and Culture. — Cambridge: John Wiley & Sons, 2013.

14. Herbert S. A History of Pre-Cinema. — London: Routledge, 2000.

15. Kirby L. Parallel Tracks: The Railroad and Silent Cinema. — Duke University Press, 1997.

16. Records of Early English Drama. Ed. by Lawrence M. — Toronto: Clopper, 1979.

17. Schivelbusch W. The Railway Journey: The Industrialization of Time and Space in the 19th Century. — Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1986.

18. Verhoeff N. Mobile Screens The Visual Regime of Navigation. — Amsterdam: Amsterdam University Press, 2012.

В западной науке стадия развития визуальной культуры до эпохи фотографии и кино, как правило, именуется археологией экранной культуры или предысторией экранности [3; 8]. Существует даже термин precinema [14]. В археологию визуальной культуры включаются прежде всего материальные технические носители и преобразователи зримых образов, будь то латерна магика или камера-обскура, панорамы или диорамы. Тем самым исследователи ищут предметную общность всех материальных носителей визуального ряда. Не менее распространены концепции решающего влияния на революцию визуальной культуры в XIX–XX веках военных научно-технических разработок, направленных на неуклонное совершенствование технологий коммуникации, наблюдения и моделирования «картинки» [1; 2; 11]. Также история дотехнической визуальности соотносится с развитием транспортных средств, позволяющих пассажиру постоянно получать новую и новую визуальную информацию из внешнего мира [13; 15; 17; 18].

Все перечисленные аспекты предыстории современной технической визуальной культуры по-своему важны. Однако превалирование в данной исследовательской парадигме явлений, находящихся вне искусства и художественной культуры, приводит к некоторому перекосу в восприятии современной экранной культуры. Студенты могут впасть в заблуждение, полагая абсолютным и решающим фактором рождения современной визуальной культуры технический прогресс или потребности отдельных сравнительно малочисленных социальных страт. А между тем, как показывает современная практика, визуальная экранная культура носит всечеловеческий, универсальный, полифункциональный характер. Будучи рождена в контексте западной культуры, экранная культура распространяется по всему миру, легко усваиваясь представителями различных национальных традиций.

Всему этому должно быть некое объяснение. Для того чтобы взгляд на современную визуальную культуру был более многогранным, мы предлагаем взглянуть на наш предмет с точки зрения зрелищной культуры, которая также является культурой запечатления, моделирования и восприятия зримых образов. В ней, так же как и в современной визуальной культуре, синтезированы развлекательные, художественные и информационные элементы. Зрелищная культура была и есть у всех народов планеты, это неотъемлемая часть самой человеческой природы и человеческого общества.

Для Цитирования:
Сальникова Екатерина Викторовна, Об особенностях дисциплины «Визуальная культура». Роль зрелища процессии в предыстории экранных форм. Ученый совет. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: