По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327 DOI:10.33920/vne-01-2204-06

Об основных внешнеполитических приоритетах правительства Ирана

Потапов Юрий Борисович кандидат филологических наук, доцент кафедры восточных языков, ФГБОУ «Дипломатическая академия МИД России», 119021, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1, E-mail: ybpotapov@yandex.ru, ORCID: 0000–0001–9073–0899

В статье рассматриваются основные внешнеполитические приоритеты правительства Ирана во главе с президентом Э. Раиси и его деятельность в их достижении в первый год своего существования. Подчеркивается, что происходящие изменения в этой сфере не меняют коренным образом внешнюю политику Ирана, основной целью которой является обеспечение благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для функционирования исламского государства и для превращения Ирана в региональный центр силы. Президент Э. Раиси заявил, что основными внешнеполитическими приоритетами Ирана являются «отношения с соседними государствами» и «многосторонняя экономическая интеграция». В региональной политике приоритетным является развитие сотрудничества по линии т. н. «оси сопротивления», а именно установление прочных связей между Ираном, Ираком, Сирией и Ливаном под эгидой официального Тегерана. Упомянутая выше «ось сопротивления», по сути дела, является механизмом многосторонней политической и экономической региональной интеграции в Западной Азии, которая призвана не только укрепить политические связи и содействовать формированию антиамериканского и антиизраильского блока, но и позволить Ирану в условиях санкций Запада существенно нарастить объемы своего экономического сотрудничества с вышеназванными странами. Афганская проблематика также занимает важное место во внешнеполитической деятельности нового правительства Ирана, которое заинтересовано в разрешении афганского кризиса и предпринимает для этого шаги в стремлении не допустить новой волны афганских беженцев, роста контрабанды наркотиков и оружия в свою страну, с одной стороны, а с другой стороны, возобновить и расширить экономическое сотрудничество с Кабулом. Еще одним приоритетным направлением внешней политики правительства ИРИ является азиатский трек. Правительство президента Э. Раиси стремится выстроить и активизировать политическое и экономическое стратегическое сотрудничество Ирана на долгосрочной основе с такими дружественными и влиятельными государствами, как Россия и Китай.

Литература:

1. Встреча с Президентом Ирана Сейедом Эбрахимом Раиси — Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67608 (дата обращения: 11.04.2022).

2. Выступление и ответы на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции министра иностранных дел России С. В. Лаврова и министра иностранных дел Ирана Х. Амирабдоллахиана по итогам переговоров. Тегеран, 23 июня 2022 г. — Доступ: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1819259 (дата обращения: 24.06.2022).

3. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. — Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68669 (дата обращения: 19.06.2022).

4. Потапов Ю. Б. Региональная политика Ирана в условиях санкций//Восточный альманах. 2020. № 4. — М.: Квант Медиа. — С. 41–49.

5. Потапов Ю. Б. Позиция Ирана по афганскому урегулированию//Дипломатическая служба. 2022. № 1. — С. 59–66.

6. Рабочий визит Александра Новака в Исламскую Республику Иран. — Доступ: http://government.ru/news/45510 (дата обращения: 16.06.2022).

7. Федорова И. Е. Китай — Иран. Особые отношения?//Иран в мировой политике. XXI век. — М.: ИВ РАН, 2017. — С. 214–221.

8. Торгпред РФ заявил, что товарооборот с Ираном в 2021 г. стал рекордным. — Доступ: https://tass.ru/ekonomika/13557351 (дата обращения: 20.04.2022).

9. Ayatollah Raisi dar jam-e faalan-e eqtesadi-ye Rusie: moqadamat-e nehai shodan-e sanad-e jameye hamkariha-ye Iran va Rusie faraham shode ast. — Доступ: https://www.president.ir/fa/134041 (дата обращения: 19.04.2022).

10. Ayatollah Raisi dar bazgasht az safar be Rusie: omidvaram safar be Rusie noqte-ye atfi bara-ye erteqa-ye ravabet bashad. — Доступ: https://president.ir/fa/134073 (дата обращения: 19.04.2022).

11. Barresi-ye nahve-ye estefade-ye Iran az xat-e etebari-ye 5 milliard dolari-ye Rusie. — Доступ: https://dolat.ir/detail/378474 (дата обращения: 19.04.2022).

12. Bayaniye-ye “Gam-e dovom-e enqelab”. — Доступ: https://farsi.khamenei.ir/message-content?id=41673 (дата обращения: 19.04.2022).

13. Qanun-e asasi-ye jomhuri-ye eslami-ye iran. — Доступ: https://dlp.msrt.ir/file/download/regulation/1497687031-.pdf (дата обращения: 12.04.2022).

14. Rais-e jomhuri: agar tahrimha bardashte shavad tavafoq dast yaftani ast.//Ettelaat. 12.12.2021 (дата обращения: 12.04.2022).

1. Vstrecha s Prezidentom Irana Sejedom Ebrahimom Raisi — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67608 (data obrashcheniya: 11.04.2022) (in Russian).

2. Vystuplenie i otvety na voprosy SMI v hode sovmestnoj press-konferencii Ministra inostrannyh del Rossii S. V. Lavrova i Ministra inostrannyh del Irana H. Amirabdollahiana po itogam peregovorov, Tegeran, 23 iyunya 2022 goda — Dostup: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1819259 (data obrashcheniya: 24.06.2022) (in Russian).

3. Plenarnoe zasedanie Peterburgskogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma — Dostup: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68669 (data obrashcheniya: 19.06.2022) (in Russian).

4. Potapov YU. B. Regional'naya politika Irana v usloviyah sankcij//Vostochnyj al'manah. 2020. № 4. — M.: Kvant Media. — S. 41–49. (in Russian).

5. Potapov YU. B. Poziciya Irana po afganskomu uregulirovaniyu//Diplomaticheskaya sluzhba. 2022. № 1 — M.: Izd. Dom «Panorama». — S. 59–66 (in Russian).

6. Rabochij vizit Aleksandra Novaka v Islamskuyu Respubliku Iran — Dostup: http://government. ru/news/45510/(data obrashcheniya — 16.06.2022) (in Russian).

7. Fedorova I. E. Kitaj — Iran. Osobye otnosheniya?//Iran v mirovoj politike. XXI vek. — M.: IV RAN, Izdatel' Vorob'ev A. V., 2017. — S. 214–221 (in Russian).

8. Torgpred RF zayavil, chto tovarooborot s Iranom v 2021 godu stal rekordnym — URL: https://tass.ru/ekonomika/13557351 (data obrashcheniya: 20.04.2022) (in Russian).

9. Ayatollah Raisi dar jam-e faalan-e eqtesadi-ye Rusie: moqadamat-e nehai shodan-e sanad-e jame-ye hamkariha-ye Iran va Rusie faraham shode ast. — URL: https://www.president.ir/fa/134041 (in Persian).

10. Ayatollah Raisi dar bazgasht az safar be Rusie: omidvaram safar be Rusie noqte-ye atfi bara-ye erteqa-ye ravabet bashad. — URL: https://president.ir/fa/134073 (in Persian).

11. Barresi-ye nahve-ye estefade-ye Iran az xat-e etebari-ye 5 milliard dolari-ye Rusie. — URL: https://dolat.ir/detail/378474 (in Persian).

12. Bayaniye-ye “Gam-e dovom-e enqelab”. — URL: https://farsi.khamenei.ir/message-content?id=41673 (in Persian).

13. Qanun-e asasi-ye jomhuri-ye eslami-ye iran. — URL: https://dlp.msrt.ir/file/download/regulation/1497687031-.pdf (in Persian).

14. Rais-e jomhuri: agar tahrimha bardashte shavad tavafoq dast yaftani ast//Ettelaat. 12.12.2021 (in Persian).

Летом 2021 г. в Исламской Республике Иран (ИРИ) прошли очередные президентские выборы, на которых победу одержал Э. Раиси — представитель консервативных сил страны, стоящих на позициях исламского фундаментализма, который возглавил в августе прошлого года правительство Ирана 13-го созыва, чья кандидатура была поддержана Верховным лидером страны аятоллой С. Хаменеи. Поскольку глава предыдущего правительства ИРИ 12-го созыва президент Х. Роухани, находившийся у власти два срока (8 лет), считался представителем крыла реформаторов, то нетрудно было предположить, что в области внутренней и внешней политики Ирана произойдут определенные изменения. Об этом свидетельствовало и содержание предвыборной кампании, в ходе которой многие аспекты деятельности кабинета Х. Роухани как внутри страны, так и особенно на международной арене были подвергнуты жесткой критике. Об этом же, кстати, говорит тот факт, что новое правительство именуется «народным правительством» (dowlat-e mardomi), а предыдущее под руководством Х. Роухани называлось правительством «надежды и мудрости» (dowlat-e omid-o-tadbir). Такая смена названия представляется неслучайной. Очевидно, она должна была показать, что кабинет Х. Роухани не оправдал надежд на отмену антииранских санкций США в ходе длительных и безрезультатных переговоров по возрождению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), уделял при этом гораздо больше внимания налаживанию отношений со странами Запада, чем с соседними государствами и странами Востока, слабо решал социальные проблемы, а новое правительство призвано быть ближе к народу и проводить многовекторную внешнюю политику.

Говоря об изменениях и основных векторах внешней политики нынешнего правительства Ирана, следует учитывать, что в этой области существует ряд неизменных факторов и краеугольных камней, лежащих в основе преемственности внешнеполитического курса ИРИ, цель которого состоит в обеспечении наиболее благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для функционирования исламского государства, для превращения Ирана в региональный центр силы, а также для укрепления и распространения иранской шиитской модели общественного развития.

Для Цитирования:
Потапов Юрий Борисович, Об основных внешнеполитических приоритетах правительства Ирана. Дипломатическая служба. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: