Летом 2021 г. в Исламской Республике Иран (ИРИ) прошли очередные президентские выборы, на которых победу одержал Э. Раиси — представитель консервативных сил страны, стоящих на позициях исламского фундаментализма, который возглавил в августе прошлого года правительство Ирана 13-го созыва, чья кандидатура была поддержана Верховным лидером страны аятоллой С. Хаменеи. Поскольку глава предыдущего правительства ИРИ 12-го созыва президент Х. Роухани, находившийся у власти два срока (8 лет), считался представителем крыла реформаторов, то нетрудно было предположить, что в области внутренней и внешней политики Ирана произойдут определенные изменения. Об этом свидетельствовало и содержание предвыборной кампании, в ходе которой многие аспекты деятельности кабинета Х. Роухани как внутри страны, так и особенно на международной арене были подвергнуты жесткой критике. Об этом же, кстати, говорит тот факт, что новое правительство именуется «народным правительством» (dowlat-e mardomi), а предыдущее под руководством Х. Роухани называлось правительством «надежды и мудрости» (dowlat-e omid-o-tadbir). Такая смена названия представляется неслучайной. Очевидно, она должна была показать, что кабинет Х. Роухани не оправдал надежд на отмену антииранских санкций США в ходе длительных и безрезультатных переговоров по возрождению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), уделял при этом гораздо больше внимания налаживанию отношений со странами Запада, чем с соседними государствами и странами Востока, слабо решал социальные проблемы, а новое правительство призвано быть ближе к народу и проводить многовекторную внешнюю политику.
Говоря об изменениях и основных векторах внешней политики нынешнего правительства Ирана, следует учитывать, что в этой области существует ряд неизменных факторов и краеугольных камней, лежащих в основе преемственности внешнеполитического курса ИРИ, цель которого состоит в обеспечении наиболее благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для функционирования исламского государства, для превращения Ирана в региональный центр силы, а также для укрепления и распространения иранской шиитской модели общественного развития.