По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Об ошибках формирования ассортимента, «каннибализации» и KVI

«Каннибализация» — это когда один товар «съедает» (то есть забирает себе) продажи другого или нескольких других товаров. При этом другой товар не дополучает продажи. Товары, близкие по качеству и цене, конкурируют между собой на реальной полке физического магазина, или на виртуальной полке онлайн-магазина/маркетплейса, и не все выигрывают в этой борьбе.

БИО АВТОРА

Гульфира Крок

Ритейл-консультант, эксперт по категорийному менеджменту, преподаватель в EDU-Training Studio, автор курса Русской Школы Управления. Работала региональным директором в компании «Бахетле». Образование: Ярославский госуниверситет, РЭА им. Г.В. Плеханова, Deutsche Management Akademie Niedersachsen. Изучала Cognitive Psychology в ИП РАН.

Каннибализация снижает эффективность ассортимента, выхолащивает его, так как отдельные позиции не работают, а также может значительно снижать маржу, потому что каннибализаторы, как правило, низкомаржинальные товары. Это очень распространенная ошибка формирования ассортимента, особенно в компаниях, которые предлагают широкий и глубокий ассортимент. В дискаунтерах каннибализация встречается реже, но тоже бывает из-за ошибок в построении ценовой шкалы.

1. Как понять, есть каннибализация, или нет?

Отсортируйте ассортимент категории по субкатегориям и потом — по товарным сегментам (наборам SKU со сходными характеристиками), а внутри этих товарных сегментов — по цене.

Обычно с ростом цены продажи в штуках снижаются, а разброс продаж в каждом ценовом диапазоне небольшой.

Если мы видим, что позиции в рамках одного ценового диапазона кардинально различаются по продажам — разброс очень значительный (например, одни позиции продаются тысячами штук, другие — десятками), то, скорее всего, есть явление каннибализации. Какая-то одна позиция, в которой очень удачно совместились цена/бренд/уровень цены, забрала продажи соседей сверху и снизу — у более дешевых и у более дорогих позиций.

Конечно, сначала мы должны исключить из анализа новинки и позиции, по которым был дефицит товарного запаса.

2. Еще надо понимать, что есть естественные каннибализаторы продаж, которые всегда оттягивают на себя спрос:

— позиция Первой цены — она каннибализирует товар Второй цены;

— KVI — товар, который каннибализирует несколько позиций ниже и выше по цене;

Для Цитирования:
Об ошибках формирования ассортимента, «каннибализации» и KVI. Современная торговля. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: