В текущей практике функционирования рынка строительных подрядов основу установления договорных цен на них составляет определение сметной стоимости строительства/ строительно-монтажных работ по действующим федеральным или территориальным сметным расценкам и нормам. «Уторговывание» цен строительных подрядов между заказчиками и подрядными строительно-монтажными организациям, как правило, сводится к «уторговыванию» величины прибыли в них, которая согласно действующим сметным нормам определяется в процентах сметных затрат на заработную плату рабочих. Частично «уторговывание» ведется и по величине «Накладных расходов», также определяемых по действующим нормам и тоже в процентах сметных затрат на заработную плату рабочих.
То есть практически «уторговывание» цен строительных подрядов отсутствует. При этом надо отметить, что и сами подрядные строительно-монтажные организации далеко не всегда знают и уверены в том, что их издержки строительного производства при исполнении строительных подрядов не превысят издержек, принятых в сметных расценках.
Пока проблема установления договорных цен на строительные подряды не особенно остра, потому что основной объем строительства приходится на сферу жилищного строительства, где применяются в принципе однотипные проектно-конструктивные решения и технологии выполнения строительно-монтажных работ. Но инвесторы далеко не укладываются в сметы, составленные по действующим сметным нормам и расценкам, при строительстве торгово-развлекательных центров, а особенно при возведении объектов производственного назначения. Это имеет место не только из-за выявления в процессе строительства неучтенных дополнительных работ, изменения условий подключения объектов к сетям инженерного обеспечения. Но все это — ошибки в определении подлежащих выполнению объемов работ, а не в определении цен на них.
Центральными недостатками установления договорных цен на строительные подряды на основе определения их стоимости по действующим сметным расценкам и нормам являются следующие.