По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Об обеспечении безопасности движения пешеходов

В. А. Зеликов д-р техн. наук, Воронежский государственный лесотехнический университет (ВГЛТУ) им. Г.Ф. Морозова, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: zelikov-vrn@mail.ru
Г. А. Денисов канд. техн. наук, Воронежский государственный лесотехнический университет (ВГЛТУ) им. Г.Ф. Морозова, г. Воронеж, Российская Федерация
Ю. В. Струков канд. техн. наук, Воронежский государственный лесотехнический университет (ВГЛТУ) им. Г.Ф. Морозова, г. Воронеж, Российская Федерация
С. В. Писарева канд. физ-мат. наук, Воронежский государственный лесотехнический университет (ВГЛТУ) им. Г.Ф. Морозова, г. Воронеж, Российская Федерация

В статье изложен краткий порядок действий при расследовании и экспертизе ДТП. Указаны рекомендации и нормативные документы для проведения экспертизы наезда автомобиля на пешехода. Обоснована необходимость совершенствования требований Правил дорожного движения РФ в связи с увеличением интенсивности транспортных потоков и снижением пропускной способности улиц и дорог. Обоснованы рекомендации по внесению дополнений в требования ПДД РФ, направленные на обеспечение безопасности пешеходов на пешеходных переходах.

Литература:

1. Схаплок Т. А. Значение автотехнической экспертизы при проведении административного расследования ДТП. Вестник науки. 2022. Т. 5. № 5 (50). С. 182-187.

2. Гутаев А. М. Правовые основы предупреждения преступлений в сфере безопасности дорожного движения. Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 3. С. 154-157.

3. Бусарин Э. Н., Дорохин С. В., Белокуров В. П., Бусарина А. Э. Анализ конфликтов при взаимодействии транспортно-пешеходного потока. В сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития современной науки. Материалы Национальной научно-практической конференции. Отв. редактор В. А. Зеликов. Воронеж, 2022. С. 40-46.

4. Крегель Д. А. Инновационная деятельность в транспортной отрасли: специфика и перспективы. В сборнике: Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие». Январь 2018. 2018. С. 153-157.

5. Анапольская А. И., Гололобова О. С. Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных преступлений. В сборнике: Управление и общество: трансформация институциональной архитектуры социально — экономической системы. Материалы ХIII Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 97-102.

6. Антонова Л. Б. Современные проблемы административно-правового регулирования деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2018. № 4-3 (4). EDN: VQNKTM

7. Экспертиза ДТП. Справочник / С. А. Евтюков, Я. В. Васильев. СПб.: Издательство ДНК. 2006. 536 с.

8. Евтюков С. А. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий / С. А. Евтюков, Я. В. Васильев; СПб.: ДНК, 2004. — 280 с. — ISBN 5-901562-47-X.

9. Евтюков С. А., Лукашов Б. В. Метод оценки наличия технической возможности у водителя транспортного средства избежать ДТП с применением современных информационных и телематических технологий. Мир транспорта и технологических машин. № 2 (77) 2022, С.54-60.

10. Сараев А. В. Общие вопросы экспертизы дорожно-транспортных происшествий: монография / А. В. Сараев, Е. А. Новописный, С. В. Дорохин, И. А. Новиков; Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. — 102 с. — ISBN 978-5-361-00315-0.

11. Суворов Ю. Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Судебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП: Учеб. Пособие для вузов / Ю. Б. Суворов; М.: Издательство «Экзамен», издательство «Право и закон», 2004. — 208 с. — ISBN: 5-94692-404-4, 5-7858-0117-5

12. Dorokhin S., Likhachev D., Artemov A., Sevostyanov A., Kulikov A., Novikov A. The dynamic traffic modelling system. В сборнике: International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia — 2021. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems. Volume 402» Editors: Aleksey Manakov, Arkadii Edigarian. 2022. С. 1586-1594.

13. Гольчевский В. Ф. Экспертное исследование обзорности с места водителя транспортных средствах категории М1. Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2021. № 4 (34). С. 104-115.

14. Столяров В. В. Теория риска в судебно-технической экспертизе дорожнотранспортных происшествий с участием пешеходов: монография / В.В. Столяров; Саратов: Изд-во Сарат. гос. техн. ун-та, 2010. — 344 с. — ISBN 978-5-7433-2344-9.

15. Волков В. С., Кастырин Д. Ю., Лебедев Е. Г. Оценка опасности регулируемого пешеходного перехода на примере улично-дорожной сети города Воронежа. Мир транспорта и технологических машин. № 4(71) 2020, С.54-60.

16. Krukowicz T., Firlag K., Chrobot P. Spatiotemporal analysis of road crashes with animals in Poland. Sustainability. 2022. Т. 14. № 3.

17. Драпалюк М. В., Зеликов В. А., Денисов Г. А., Злобина Н. И., Зеликова Н. В. Расследование и анализ аварийных ситуаций на автомобильных дорогах постоянного действия // Лесотехнический журнал. 2021. Т. 11. № 2 (42). С. 108-120.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) являются негативным фактором в развитии и существовании любого государства. ДТП подлежат расследованию и, в большинстве случаев, для объективного заключения по расследованию, экспертизе происшествий [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Расследование и экспертиза ДТП обеспечивает работой специалистов Министерства внутренних дел (МВД) РФ, Министерства Юстиции (МЮ) РФ и частных экспертных организаций. При расследовании происшествий большую и ответственную работу приходится проводить: сотрудникам и руководителям следственно-оперативной группы МВД РФ, выезжающим на место происшествия; отделов судебно-автотехнических экспертиз МЮ РФ; а также руководителям и сотрудникам частных экспертных учреждений.

При проведении экспертизы ДТП автотехнический эксперт (судебный эксперт, так как он назначается следователем или судом) отвечает на поставленные ему для проведения экспертизы вопросы. Например, как должны были действовать участники движения с учетом требований Правил дорожного движения (ПДД) РФ или, была ли у водителя транспортного средства (ТС) возможность избежать аварийной ситуации выполнив какие либо (указываются конкретно), соответствующие ПДД РФ, действия. Получивший задание и исходные материалы по ДТП судебный или независимый эксперт, компетентный проводить исследование и выполнивший его, пишет заключение в соответствии с очередностью поставленных вопросов.

При проведении экспертизы эксперт имеет право пользоваться только рекомендованными ему справочными данными, методическими указаниями и рекомендациями. Ранее эти документы были «для служебного пользования» и простые водители — участники ДТП, исследователи и ученые не имели к ним свободного доступа. В настоящее время все изменилось. Правительство РФ Постановлением № 1065 принятым 17 октября 2014 г. определило уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, которые утверждают требования к профессиональной переподготовке и аттестации экспертов-автотехников, имеющих право проводить независимую техническую экспертизу ТС и позволило вводить государственный реестр экспертов-автотехников.

Для Цитирования:
В. А. Зеликов, Г. А. Денисов, Ю. В. Струков, С. В. Писарева, Об обеспечении безопасности движения пешеходов. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: