Завершилась приемная кампания 2016 года, и уже в июле-августе можно сделать первые выводы и подвести ее первые итоги. На Федеральном портале «Российское образование»1 , на ресурсах «Учеба.ру»2 и «Informatio.ru. Путеводитель в мире информации»3, которые известны каждому поступившему в вуз, размещены аналитические материалы, где рассматриваются особенности приемной кампании — 2016. Порядок приема на обучение по программам высшего образования — бакалавриата, специалитета и магистратуры — был определен приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147. В этом году каждый выпускник имел право одновременно сдать документы в пять вузов, в каждом из них можно выбрать не более трех специальностей по всем формам обучения, всего 15 вариантов.
Зачисление в рамках общего конкурса проходило в два этапа. На первом этапе по каждому направлению подготовки вузы закрыли 80% бюджетных мест, на втором этапе — оставшиеся 20%. Российские вузы предлагали в этом году своим абитуриентам более 350 направлений и специальностей высшего образования. В 2016 году было выделено примерно 400 тыс. бюджетных мест на бакалавриате, специалитете и магистратуре, в то время как выпускников школ было около 700 тыс. человек. При приеме вузы оказывают преимущество тем выпускникам, которые имеют призовые места в олимпиадах, а также набирают более 250 баллов. В частности, такие абитуриенты имели в этом году возможность поступить без экзаменов в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Что касается конкурса в престижные вузы, он оказался примерно таким же, как в прошлом, 2015 году. По словам главы МГУ Виктора Садовничего, общий конкурс в этот университет составлял семь человек на место.
Россияне все так же стремятся получить образование в престижных российских вузах. Вместе с тем опрос, проведенный ВЦИОМ, свидетель ствует о том, что более 50% россиян не доверяют отечественному образованию. По информации центра, средним называют качество подготовки в российских вузах около 56% опрошенных. Такую же оценку дали отечественному высшему образованию 55% работодателей. В ВШЭ поясняют, что качество образования в вузах России сильно дифференцировано.