По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.12 DOI:10.33920/nik-01-2502-02

Об идеологическом реализме

Беляев Вадим Алексеевич независимый исследователь, Россия, 142004, Московская обл., г. Домодедово, ул. Корнеева, д. 38, кв. 194, E-mail: Vbelyaev@Yandex.ru

В этой статье автор предпринимает попытку прорисовать логику той формы мышления, которую можно назвать идеологическим реализмом. В качестве точки отталкивания используется статья М. Бойко о метафизическом реализме Ю. Мамлеева как литературном направлении. Бойко пытается утвердить суть метафизического реализма, хотя и дав ему другое название. Автор статьи предлагает рассматривать литературные направления в связи с логикой социокультурной организации человеческого существования. Стратегии этой организации рассматриваются как то, что проецируется на человеческое творчество и создает суть «измов», проявляющихся в разных формах искусства. Суть таких понятий, как «критический реализм» и «метафизический реализм», рассматривается через логику социокультурной революции модерна и контрмодернистских возвратов. Вводится понятие «идеологический реализм», которое может объединять в себе все попытки проекции символических реальностей на «натуральный», материально-предметный и социально-психологический мир. Анализируется непростая логика «расколдовывания мира» и «новых заколдовываний», которая составляет суть развертывания модерна и попыток вернуться к домодерновой реальности. Акцент делается на нерефлексивном характере метафизического реализма, на его стремлении игнорировать социокультурную логику модерна, что создает потенциальную возможность простого возврата к идеологическому обществу и метафизическому варианту идеологического реализма.

Литература:

1. Беляев В.А. Методологический дискурс о модерне: Через критику книги Ю. Хабермаса «Философский дискурс о модерне». — М.: URSS, 2022. — 367 с.

2. Беляев В.А. Методологический дискурс о постмодерне: между про-капитализмом и контр-капитализмом. — [б.м.]: Издательские решения, 2023. — 378 с.

3. Беляев В.А. Современный культуроцентризм и история в поисках общечеловеческого. Российский проект цивилизационного развития и Программа мирового развития. — [б.м.]: Издательские решения, 2023. — 416 с.

4. Беляев В.А. Современный культуроцентризм как объект методологического анализа. Теория интегральных аспектов мирового развития. — [б.м.]: Издательские решения, 2024. — 309 с.

5. Бойко М.Е. Метакритика метареализма. — М.: Литературные известия, 2010.

6. Малеев Ю.В. Судьба бытия. За пределами индуизм и буддизма. — М.: Эннеагон, 2006.

7. Дугин А.Г. Философия войны. — М.: Яуза; Эксмо, 2004.

1. Belyaev V.A. Methodological discourse on modernity: Through criticism of the book by Y. Habermas “Philosophical discourse on modernity”. — M.: URSS, 2022. — 367 p.

2. Belyaev V.A. Methodological discourse on postmodernity: between pro-capitalism and counter-capitalism. — [B.M.]: Publishing solutions, 2023. — 378 p.

3. Belyaev V.A. Modern cultural centrism and history in search of the universal. The Russian Civilizational Development Project and the World Development Program. — [B.M.]: Publishing solutions, 2023. — 416 p.

4. Belyaev V.A. Modern cultural centrism as an object of methodological analysis. The theory of integral aspects of world development. — [B.M.]: Publishing solutions, 2024. — 309 p.

5. Boyko M.E. Metacritics of metarealism. — M.: Literary News, 2010.

6. Maleev Yu.V. The fate of being. Beyond Hinduism and Buddhism. — M.: Enneagon, 2006.

7. Dugin A.G. Philosophy of war. — M.: Yauza; Eksmo, 2004

Статья поступила 05.07.2024.

Я начну с анализа второй главы книги М. Бойко «Метакритика метареализма» — «Метакритика метареализма, или 40 лет спустя».

Вначале Бойко очерчивает контекст введения в употребление термина «метафизический реализм» и формирования соответствующего литературного направления.

Во-первых.

«В этом году исполняется 40 лет с момента введения Юрием Мамлеевым термина “метафизический реализм”. Однако до сих пор отсутствуют по-настоящему глубокие исследования соответствующего литературного явления... Чаще всего приходится слышать, что “метафизический реализм” представляет собой самостоятельное литературное направление — школу Юрия Мамлеева. Мы хотели бы предложить иную трактовку этого термина» [5, с. 31].

Во-вторых.

«Исходным для нас будет следующее, казалось бы, парадоксальное утверждение: термин “метафизический реализм” следует считать неудачным, но введение его в употребление — несомненная заслуга писателя Юрия Мамлеева.

Заслуга состоит в том, что в конце 60-х годов Мамлеев практически в одиночку попытался создать полновесную альтернативу официальной литературе (соцреализму) и дать этой альтернативе теоретическое обоснование. <...>

...Поиски всех остальных литераторов-нонконформистов реализовывали одну из трех возможностей: 1) переворачивание, разрушение или пародирование официальной эстетики (концептуализм, соц-арт); 2) развитие давно известных литературных направлений, вытесненных соцреализмом на обочину литературного процесса, таких как модернизм, романтизм, натурализм и даже критический реализм; 3) смешение всех известных литературных направлений и стилей (постмодернизм).

В сущности, если взглянуть на развитие русской литературы непредвзято, то за истекшие со дня рождения “метафизического реализма” 40 лет ничего кардинально нового в русской литературе не появилось. Доказательство этого тезиса увело бы нас слишком далеко в сторону, замечу лишь, что модернизм достиг наивысшего развития в первой четверти XX века и все последующие потуги модернистов кажутся детскими играми по сравнению с экспериментами Крученых, Маяковского и Хлебникова. Постмодернизм — явление не самостоятельное, а эклектичное, межеумочное, это, в сущности, средостение между двумя “большими стилями”» [5, с. 31].

Для Цитирования:
Беляев Вадим Алексеевич, Об идеологическом реализме. Вопросы культурологии. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: