Статья поступила 05.07.2024.
Я начну с анализа второй главы книги М. Бойко «Метакритика метареализма» — «Метакритика метареализма, или 40 лет спустя».
Вначале Бойко очерчивает контекст введения в употребление термина «метафизический реализм» и формирования соответствующего литературного направления.
Во-первых.
«В этом году исполняется 40 лет с момента введения Юрием Мамлеевым термина “метафизический реализм”. Однако до сих пор отсутствуют по-настоящему глубокие исследования соответствующего литературного явления... Чаще всего приходится слышать, что “метафизический реализм” представляет собой самостоятельное литературное направление — школу Юрия Мамлеева. Мы хотели бы предложить иную трактовку этого термина» [5, с. 31].
Во-вторых.
«Исходным для нас будет следующее, казалось бы, парадоксальное утверждение: термин “метафизический реализм” следует считать неудачным, но введение его в употребление — несомненная заслуга писателя Юрия Мамлеева.
Заслуга состоит в том, что в конце 60-х годов Мамлеев практически в одиночку попытался создать полновесную альтернативу официальной литературе (соцреализму) и дать этой альтернативе теоретическое обоснование. <...>
...Поиски всех остальных литераторов-нонконформистов реализовывали одну из трех возможностей: 1) переворачивание, разрушение или пародирование официальной эстетики (концептуализм, соц-арт); 2) развитие давно известных литературных направлений, вытесненных соцреализмом на обочину литературного процесса, таких как модернизм, романтизм, натурализм и даже критический реализм; 3) смешение всех известных литературных направлений и стилей (постмодернизм).
В сущности, если взглянуть на развитие русской литературы непредвзято, то за истекшие со дня рождения “метафизического реализма” 40 лет ничего кардинально нового в русской литературе не появилось. Доказательство этого тезиса увело бы нас слишком далеко в сторону, замечу лишь, что модернизм достиг наивысшего развития в первой четверти XX века и все последующие потуги модернистов кажутся детскими играми по сравнению с экспериментами Крученых, Маяковского и Хлебникова. Постмодернизм — явление не самостоятельное, а эклектичное, межеумочное, это, в сущности, средостение между двумя “большими стилями”» [5, с. 31].