По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 ВАК 08.00.12

Об эффективности расходов медучреждений

Лебедев Виктор Аркадьевич канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций Института цифровой экономики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e‑mail: lebedev.var@rea.ru
Лебедева Елена Ивановна канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e‑mail: avpra@mail.ru

В статье рассмотрены внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность деятельности бюджетного учреждения, в том числе вопросы повышения эффективности бюджетных расходов, практические ситуации, возникающие в деятельности, приносящей доходы бюджетному учреждению, режим оплаты пациентом экстренных услуг, оказанных медицинским учреждением. Рассмотрены вопросы квалификации фактически складывающихся отношений (трудовых, гражданско-правовых) в деятельности медучреждений.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34683/.

3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/.

4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136209/.

5. Зацаринная, Е.И., Проданова, Н.А. Учет труда медицинских работников и его оплаты / Е.И. Зацаринная, Н.А. Проданова // Бухучет в здравоохранении. — 2019. — № 5. — С. 23–34. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38228911.

6. Проданова, Н.А., Зацаринная, Е.И., Ушакова, Н.А., Малых, Н.И. Аудит осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) / Н.А. Проданова, Е.И. Зацаринная, Н.А. Ушакова, Н.И. Малых // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 9–1 (86). — С. 551–554. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30632059.

Выполнение национального проекта «Здравоохранение» — первоочередная цель дальнейшего развития этой сферы, что, в свою очередь, требует оценки эффективности соответствующих государственных расходов. Вместе с тем необходим мониторинг, то есть постоянное наблюдение за хозяйственной деятельностью бюджетных медучреждений, на основе которого следует заранее проводить оценку эффективности расходования ими бюджетных средств.

Повышение эффективности деятельности бюджетного медучреждения связано с различными факторами1 . Внешние факторы связаны с целевыми средствами, которые направляет государство в сферу здравоохранения, ожидая от медучреждений соответствующий положительный результат. Внутренние — с повышением эффективности использования самими медучреждениями бюджетных средств, а также возможностью привлечения в установленном порядке внебюджетных источников.

Оценка эффективности программ расходов2 необходима для распределения ограниченных бюджетных ресурсов. При определении объемов финансирования необходимо оценивать и сопоставлять их эффективность в долгосрочном плане с соблюдением известных условий. Так, необходимо, чтобы: программы расходов ориентировались на достижение общественно значимых целей, а не на финансирование организаций; отбор программ проводился на конкурсной основе; при составлении бюджета на очередной год структуру расходов следует пересматривать на основе анализа достигнутых результатов; программы расходов должны быть доступными для общественного контроля.

Согласно принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств3 на стадии составления или исполнения бюджета органы исполнительной власти, отвечающие за это, должны исходить из достижения одной из двух целей: первая цель — достижение запланированных результатов, то есть органы исполнительной власти должны стремиться к экономии бюджетных средств; вторая цель — достижение наилучшего результата, то есть при достижении лучшего результата по сравнению с запланированным органы исполнительной власти могут использовать полностью все средства, предусмотренные в бюджете для финансирования соответствующих мероприятий4 .

Для Цитирования:
Лебедев Виктор Аркадьевич, Лебедева Елена Ивановна, Об эффективности расходов медучреждений. Бухучет в здравоохранении. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: