По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.36

О защите публичных интересов при предоставлении лесных участков под цели строительства и эксплуатации линейных объектов

Ф.П. Румянцев д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой гражданского права и гражданского процесса, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Анализируются положения ст. 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации по предоставлению лесных участков под строительство и эксплуатацию линейных объектов. Раскрываются недостатки законодательного обеспечения защиты государственных интересов при реализации древесины с отводимых под указанные цели земельных участков, предлагаются способы оптимизации нормативного регулирования данной сферы правоотношений.

Литература:

1. Зиновьева О.А. Новое лесное законодательство // Экологическое право. — 2008. — № 8.

2. Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / отв. Ред. А.Ф. Ноздрачев; ИЗиСП при Правительстве РФ — М: Инфра-М, 2015.

Для значительного количества видов использования лесов, конкретизация которых предусмотрена ст. 25 Лесного кодекса РФ 2007 г.1 (данный факт следует отметить как существенное достоинство по сравнению с ранее существовавшей классификацией видов лесопользования по Лесному кодексу РФ 1997 г.), законодатель предусмотрел несколько способов предоставления лесных участков.

В тех случаях, когда целями предоставления лесных участков являются строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередач, газо- и нефтепроводов, линий связи, прокладка новых и расширение существующих дорог различных категорий и назначений, проведение поисковых геолого-разведывательных работ, непосредственно сама разработка разведанных месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация гидроэлектростанций, водохранилищ и иных подобного рода объектов, договор аренды заключается перед проведением аукциона (ч 3 ст. 74 ЛК РФ). В перечисленных видах права лесопользования, предоставленные участки, по нашему мнению, следует именовать «квазилесными», поскольку они выходят из оборота как лесной ресурс и не вполне подпадают под легальное определение леса, предусмотренное ст. 5 ЛК РФ ни как часть экологической системы (основная рекреационная функция утрачена целью предоставления), ни как природный ресурс (лесная древесина вырублена и отчуждена). Как справедливо отмечает О.А. Зиновьева, в ЛК РФ 2007 г. преобладающим выступает заявительный порядок возникновения права лесопользования2 . В большинстве случаев договоры аренды лесных участков заключаются на основании аукционов, проводимых органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями3 .

При безаукционном предоставлении лесных участков под цели, предусмотренные ст. 43-46 ЛК РФ, лесная древесина, заготовленная с этих участков, не передается в собственность заявителям, а остается, согласно ч. 2 ст. 20 ЛК РФ, в федеральной государственной собственности. Регулирование процедуры по распоряжению такой лесной древесиной закреплено в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации»4 .

Для Цитирования:
Ф.П. Румянцев, О защите публичных интересов при предоставлении лесных участков под цели строительства и эксплуатации линейных объектов. Юрисконсульт в строительстве. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: