— Как часто вы, как архитектор, участвуете в выставках? Нужно ли вообще архитектору участвовать в выставках и что это дает?
— На самом деле редко. Но мне часто приходится в приватном порядке работать с аудиторией и с клиентами. Безусловно, архитектор должен участвовать в выставке, только немного в другом формате. Это может быть живой диалог с аудиторией в формате тематического форума, где начинающие специалисты могут получать полезную для них обратную связь. Такой формат общения несет образовательную функцию, на котором архитектор своими работами подымает уровень восприятия среди профессиональной аудитории и заказчиков. Именно благодаря профессионализму, знаниям и эстетическому восприятию архитектора можно получить соответствующий результат.
— Как вы считаете, должны ли архитекторы и дизайнеры участвовать в профессиональных конкурсах?
— Участие архитектора и дизайнера в конкурсах вещь обязательная. Это всегда работа на перспективу. При этом участвовать необходимо как начинающим, так и состоявшимся архитекторам, но только в том случае, если задача конкурса составлена корректно и в полной мере. Но так или иначе, залог успеха в профессии архитектора — как и в любой другой — быть отличным специалистом.
— Самую престижную международную награду по архитектуре — Притцкеровскую премию (Pritzker Architecture Prize) — часто получают японские архитекторы, а российские пока ни разу. Как вы считаете, почему?
— Это действительно так, но не могу сказать почему. Но думаю, в первую очередь не потому, что российские архитекторы чем-то плохи. Наверное, потому, что в конкурсе участвуют больше японских архитекторов. Получается статистика такая, больше участвуют — чаще получают.
— Как получилось, что такая территориально небольшая страна имеет такое большое количество архитекторов?
— Думаю, что архитекторов в Японии не так много, их даже не хватает. В Европе их намного больше. Многое определяет образование. В Японии уже с первого курса обучения можно начинать работать и получать реальную практику в архитектурных студиях и конструкторских бюро. За счет этого набирают практический опыт, который необходим для становления профессионала. Для японца обычная практика — на этапе выхода из института обладать практическими навыками, уметь самостоятельно разрабатывать рабочую документацию и т.д. И я не исключение. Мой частный пример — это не только большой опыт работы с проектными чертежами, но и опыт создания дизайна, он был получен в архитектурной студии, где я начинал карьеру. Когда я получил достаточную квалификацию, отделился и стал тем, кем я есть сейчас.