Дата поступления рукописи в редакцию: 02.11.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 29.11.2023.
Предпосылки (исходные тезисы)
Мы исходим из того, что система государственного планирования — часть системы государственного управления, основной задачей которой является принятие решений, обеспечивающих координацию действий субъектов хозяйственной деятельности для обеспечения оптимальной траектории развития общества. Развитие — это изменение системы, но не любое, а увеличивающее ее функциональную устойчивость. Поэтому управление развитием — это управление изменением системы, ее свойств.
Распределение ресурсов, подконтрольных государству, — инструмент реализации государственных программ и проектов, а также стимулирования субъектов хозяйственной деятельности, направления их деятельности для решения задач развития общества. Но нужно обеспечивать надежность реализации таких проектов и программ. А для этого деятельность организаций, участвующих в реализации, должна быть рассчитанной, хорошо организованной.
Субъектами хозяйственной деятельности (СХД), в общем-то, являются любые организации, вне зависимости от форм собственности, направлений и масштабов деятельности — частные и государственные организации, коммерческие и общественные, производящие материальную продукцию и оказывающие услуги. Именно их деятельность создает результаты, определяющие свойства социума в целом, обеспечивающие комфорт и благосостояние граждан, развитие общества и т. п. Поэтому СХД должны рассматриваться, как объекты управления.
С позиции теории управления для обеспечения возможности управления динамикой сложной системы система управления должна обеспечивать управляемость всех динамических объектов, влияющих на динамику сложной системы (см. ниже). Таким образом, все СХД, включая, по идее, частные компании, должны попадать в поле зрения органов управления, хотя это кому-то, возможно, покажется несколько противоречащим принятым представлениям, но с точки зрения теории управления это так.