По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.113.001

О влиянии загрязнения внешних световых приборов химическими противогололедными материалами на безопасность движения автотранспортных средств

В. О. Громалова аспирантка кафедры автомобильного транспорта, Иркутский национальный исследовательский технический университет
А. И. Федотов д-р. техн. наук, профессор, завкафедрой автомобильного транспорта, Иркутский национальный исследовательский технический университет

При движении автотранспортных средств по дороге, покрытой противогололедными материалами, происходит загрязнение их внешних световых приборов химическими противогололедными реагентами, что существенно снижает видимость водителем дорожной обстановки в темное время суток и отрицательно влияет на безопасность дорожного движения. В статье проведен анализ литературных источников, научных работ, публикаций на тему влияния загрязнения внешних световых приборов автомобиля противогололедными материалами на видимость водителем дорожной обстановки в темное время суток. Проведен анализ нормативных документов, регламентирующих требования к состоянию эксплуатируемых автотранспортных средств по условиям безопасности дорожного движения.

Литература:

1. ОДМ Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Минтранс России, 2003 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://infosait.ru/norma_ doc/41/41133/index.htm.

2. ОДН Требования к противогололедным материалам. — М.: Информавтодор, 2003.

3. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stat.gibdd.ru.

4. Правительство Иркутской области. Официальный портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/gkh/transport/ BDD/?type=special.

5. Федотов А. И. Шинный тестер для экспериментального исследования сцепных свойств автомобильных шин с дорогой, покрытой химическими противогололедными материалами / А. И. Федотов, С. М. Гергенов, Ж. В. Дарханов // Безопасность колесных транспортных средств в условиях эксплуатации: Материалы 99-й Международной научно-технической конференции. — ИРНИТУ, 2017.

6. Гергенов С. М. Исследование сцепных свойств автомобильных шин / С. М. Гергенов, В. А. Корчагин, Ж. В. Дарханов // Ползуновский альманах. — 2015. — № 2.

7. Ветрова В. В. Влияние антигололедных реагентов на дорожные условия и безопасность движения на автомагистрали: Дис. … канд. тех. наук. — М.: МАДИ, 2006.

8. Сарайкин А. И. Обеспечение безопасности движения автомобиля в условиях дефицита визуальной информации: Дис. … канд. тех. наук. — Оренбург: ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», 2017.

9. Балакин В. Д. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Омск: СибАДИ, 2015.

10. Аржанухина С. П. Совершенствование технологии применения противогололедных материалов при зимнем содержании автомобильных дорог: Дисс. … канд. техн. наук. — Саратов, 2009.

11. Абельханова Д. Р. Повышение эффективности применения противогололедных реагентов при эксплуатации автомобильных дорог: Дис. … канд. тех. наук. — М.: МАДИ, 2011.

12. Седов А. В. Сравнительный анализ противогололедных материалов по критерию безопасности движения // Вестник ХНАДУ. — 2005.

13. Ким П. А. Повышение безопасности пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах: Дисс. … канд. тех. наук. — Иркутск: ИрГТУ, 2014.

14. Нюдь А. С. Существующие проблемы выявления и ликвидации зимней скользкости на автомобильных дорогах и мостовых сооружениях / А. С. Нюдь, Е. И. Киряков // Вестник ТГАСУ. — 2013. — № 2.

15. Кустарев Г. В. Проблемы определения сцепления колес транспортных средств с покрытием при обработке антигололедными материалами в зимнее время / Г. В. Кустарев, Р. В. Морозов, А. В. Горшков // Перспективы науки. — 2013. — № 10 (49).

16. Сютова Е. А. Сравнительные испытания новых противогололедных материалов разного состава / Е. А. Сютова, Н. М. Алыков // Экология и промышленность России. — 2012.

17. Федотов А. И. О влиянии химических противогололедных материалов на движение и эксплуатационные свойства колесных транспортных средств / А. И. Федотов, С. М. Гергенов // Журнал автомобильных инженеров. — 2015. — № 4.

18. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

19. Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». — М., 2011.

Автомобильный транспорт был и остается самым опасным видом транспорта современности. Каждое третье дорожно-транспортное происшествие (ДТП) происходит на дорогах нашей страны в ночное время суток. При этом каждый второй погибший в ДТП гибнет в ночное время суток, в условиях ограниченной видимости.

Продолжает оставаться актуальным вопрос повышения безопасности движения автотранспортных средств (АТС) на зимних дорогах. Климатической особенностью многих регионов России является появление зимней скользкости на дорогах. Продолжительность периода зимней скользкости в России составляет 5–6 месяцев, из которых время образования снежно-ледяных отложений из-за выпадения снега и появления изморози составляет от 2 до 2,4 месяца.

Документ ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах» [1] различает три вида снежно-ледяных отложений на автомобильных дорогах: рыхлый снег, снежный накат и стекловидный лед. Все виды снежно-ледяных отложений (СЛО) необходимо ликвидировать в установленные нормативные сроки [1]. В зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик дорог сроки ликвидации СЛО составляют не более 4–6 ч. Для выполнения этих требований дорожные и коммунальные службы применяют способы борьбы с зимней скользкостью с учетом категорий дорог. Одним из способов борьбы является применение противогололедных материалов (ПГМ) [1].

Противогололедные материалы (ПГМ) бывают химическими, фрикционными и комбинированными [2].

Если в состав фрикционных материалов входят, как правило, натуральные природные компоненты (смеси песка, гравия, щебня), то в составе химических противогололедных материалов (ХПГМ) в качестве химических добавок используют твердые соли: технический хлористый натрий, соль сильвинитовых отвалов и хлористый кальций [2].

На территории Иркутской области в 2017 г. в зимнее время года, согласно официальной статистике ГИБДД РФ, количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов в зоне пешеходных переходов, выросло на 3,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [3]. По статистическим данным Госавтоинспекции Иркутской области, в зимний период, с IV квартала 2016 г. по I квартал 2017 г., произошло 643 дорожно-транспортных происшествия. В них пострадал и был ранен 671 человек, на пешеходных переходах — 274 человека, из них в темное время суток — 103 человека [3].

Для Цитирования:
В. О. Громалова, А. И. Федотов, О влиянии загрязнения внешних световых приборов химическими противогололедными материалами на безопасность движения автотранспортных средств. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала