По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О включении/невключении в цену

Министерство финансов РФ разъясняет затруднительные случаи при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по первому методу.

Минфин России направляет позицию относительно включения в таможенную стоимость товаров расходов покупателей на связанные с оплатой товаров услуги посредника, выполняющего функции платежного агента. Исходя из содержания обращения, а также обращений в Минфин России хозяйствующих субъектов, услуги платежного агента используются в связи с трудностями, а в ряде ситуаций — отсутствием возможности осуществления переводов денежных средств за приобретенные в рамках внешнеторговых контрактов товары покупателем непосредственно продавцу товаров. С учетом изложенного в целях решения вопроса обращения считаем целесообразным обратить внимание на следующее. В соответствии с подпунктом 1а пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары (ЦФУ), в качестве дополнительных начислений к ЦФУ добавляются расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в ЦФУ, на вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории Союза услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров. Механизм добавления расходов на вознаграждение посредникам раскрыт в Положении о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, утвержденном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 июля 2014 г. № 112. Согласно пункту 3 Положения, под посредником понимается лицо, которое за вознаграждение совершает по поручению другого лица (доверителя, комитента, принципала и др.) юридические и иные действия по закупке или продаже товаров от имени этого другого лица либо от своего имени, но всегда за счет этого другого лица. Посредник по закупке, действуя в интересах покупателя, оказывает ему услуги по поиску продавцов товаров. Также посредником по закупке могут быть оказаны такие услуги, как формирование заказа на поставку товаров и представление его продавцу, получение образцов товаров и представление их покупателю, содействие покупателю в ведении переговоров о закупке товаров на выгодных для покупателя условиях и по выгодным ценам, представление интересов покупателя при заключении внешнеэкономического договора (контракта) и др. (п. 6 Положения). Посредник по продаже, действуя в интересах продавца, оказывает ему услуги по поиску покупателей продаваемых им товаров. Также посредником по продаже могут оказываться продавцу такие услуги, как предварительное информирование покупателей о товарах и условиях их поставки, установление контакта с покупателями и предоставление им актуальной информации об ассортименте, ценах и условиях поставки товаров, передача заказов на товары от покупателей продавцу, показ образцов товаров покупателям, согласование с покупателями условий внешнеэкономического договора (контракта), представление интересов продавца при заключении внешнеэкономического договора (контракта), отслеживание поступления оплаты и получения товаров покупателями и другие услуги, связанные с продажей товаров (п. 11 Положения). С учетом приведенных норм кодекса и Положения исходим из того, что платежный агент, как правило, не может рассматриваться в качестве посредника в понимании сущности функций посредника, описанных в Положении, поскольку функции платежного агента обычно связаны исключительно с техническим обеспечением перечисления оплаты продавцу товаров, в том числе вызванных трудностями, а в ряде ситуаций — отсутствием возможности перечисления российским покупателем оплаты напрямую продавцу товаров. Следовательно, вопрос включения в таможенную стоимость товаров расходов на вознаграждение платежному агенту должен рассматриваться в том числе через анализ необходимости включения указанных расходов в состав ЦФУ. В случае, когда покупатель ввозимых товаров помимо внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза (далее — Договор 1), заключает договор с платежным агентом (далее — Договор 2), для принятия решения о необходимости включить в таможенную стоимость товаров в составе ЦФУ расходы покупателя товаров по Договору 2 (расходы на вознаграждение платежному агенту) существенным является следующее. При определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с различными видами договоров, в соответствии с которыми товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза. Таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию Союза (п. 3.1 Правил применения метода 1, утвержденных Решением Коллегии ЕЭК от 20 декабря 2012 г. № 283, далее — Правила). С учетом приведенных норм решение вопроса о необходимости включения в таможенную стоимость товаров расходов по Договору 2 (расходы на вознаграждение платежному агенту) в значительной степени связано с тем, входит ли Договор 2 в совокупность договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию Союза.

Для Цитирования:
О включении/невключении в цену. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала