В связи с обращением Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Минфина России (утвержден приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н) в Минфине России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем считаем целесообразным отметить, что при решении вопроса о необходимости включения в таможенную стоимость товаров сумм налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, исчисленных, удержанных и уплаченных российским лицом (в таможенных правоотношениях — декларант) в рамках исполнения обязанностей налогового агента в отношении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности (далее — роялти), начисленных в пользу иностранного лица (далее — правообладатель), исходим из следующего. Подпунктом7 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ними (далее — метод 1) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (далее — ЦФУ), добавляются роялти, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в ЦФУ (далее — дополнительные начисления к ЦФУ в виде роялти). Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 40 кодекса, таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы в виде пошлин, налогов и сборов, уплачиваемых в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза или продажей ввозимых товаров на таможенной территории Союза, при условии, что они выделены из ЦФУ, заявлены декларантом и подтверждены им документально (далее — разрешенные вычеты из ЦФУ). Таким образом, для включения предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 40 кодекса расходов в состав разрешенных вычетов из ЦФУ указанные расходы должны быть частью ЦФУ, они должны быть понесены декларантом в виде пошлин, налогов и сборов, уплачиваемых в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза. При этом суммы НДС, исчисленные, удержанные и уплаченные декларантом в рамках исполнения им обязанностей налогового агента, не соответствуют перечисленным условиям: не являются частью ЦФУ, налогоплательщиком по ним является правообладатель, а не декларант, объектом налогообложения является не ввоз товаров, а передача прав на объекты интеллектуальной собственности (результаты интеллектуальной деятельности) на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ), соответственно, уплачиваются указанные суммы НДС не в связи с ввозом товаров, а в связи с передачей, предоставлением патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав. Поскольку отсутствуют основания для включения в состав разрешенных вычетов из ЦФУ сумм НДС, исчисленных, удержанных и уплаченных из начисленных в пользу правообладателя роялти в рамках исполнения декларантом обязанностей налогового агента (п. 1 и 2 ст. 161, п. 4 ст. 174 Налогового кодекса, далее — НДС, удержанный налоговым агентом), исходим из того, что НДС, удержанный налоговым агентом, подлежит включению в таможенную стоимость товаров в составе дополнительных начислений к ЦФУ в виде роялти.