В современных условиях ведения хозяйственной деятельности стабильное экономическое развитие агропромышленного комплекса и, в частности, отрасли животноводства невозможно без создания благоприятной эпизоотической ситуации. Для решения данного вопроса определяющее значение имеет уровень развития ветеринарной медицины и ветеринарной промышленности [2].
Ветеринарные мероприятия проводятся государственной ветеринарной службой либо специалистами в области ветеринарии в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства. Определяющей категорией становится принцип научной обоснованности и экономической эффективности реализуемых мероприятий. Ветеринарная деятельность объединяет три условно выделяемые группы дисциплин (рис. 1).
Рис. 1. Группы дисциплин ветеринарии
Вопрос эффективности является глобальным, а реализация нововведений – одним из элементов социально-экономической политики государства, позволяющих сформировать правильный экономический климат. Помимо общей значимости для экономической системы, эти вопросы также актуальны для сферы ветеринарной деятельности.
Для характеристики влияния ветеринарной деятельности на отрасль животноводства следует рассмотреть вопросы оценки экономической эффективности ветеринарных услуг. Данная проблема является крайне актуальной для рассматриваемой сферы, так как здесь реализуются услуги, результативность которых неотделима от результатов основного производства, и часто возникают вопросы, касающиеся идентификации в итоговом результате.
Большое разнообразие ветеринарных услуг вызывает необходимость систематизации показателей, характеризующих эффективность функционирования ветеринарной промышленности.
Направления, в рамках которых производится определение эффективности ветеринарных мероприятий, показаны на рисунке 2.
Рис. 2. Направления определения эффективности профилактических, оздоровительных и лечебных мероприятий
Эффективность функционирования ветеринарии зависит также от сложности целого комплекса специфических индикаторов.
Для характеристики экономической эффективности ветеринарных мероприятий следует использовать систему показателей, представленных на рисунке 3 [4].
Рис. 3. Показатели эффективности ветеринарных мероприятий
Представленные показатели демонстрируют значимый уровень влияния ветеринарной деятельности на эффективность функционирования отрасли животноводства [1].
Формирование экономических отношений в рамках ветеринарной деятельности началось практически одновременно с рыночными преобразованиями в нашем государстве. В соответствии со специальным распоряжением Совета Министров Российской Федерации от 30.10.1991 государственные ветеринарные учреждения получили право на оказание платных ветеринарных услуг.
При этом к настоящему времени проблемы изучения ветеринарной деятельности как важнейшего компонента аграрной сферы экономики, обоснование принципов ее формирования, а также государственной поддержки имеют ряд существенных пробелов. В 2020 г. общий объем российского рынка ветеринарных препаратов в сегменте химико-фармацевтических препаратов составил около 25 млрд руб., в сегменте иммунобиологических препаратов – более 31 млрд руб. [3].
В цифровом выражении доля иностранной продукции на внутреннем рынке имеет следующие значения:
– химико-фармацевтические препараты – 67 %;
– иммунобиологические препараты – 70 %.
При этом качество российских препаратов не уступает зарубежным аналогам. Отечественные производители готовы наращивать экспорт и заниматься импортозамещением. Российские изготовители лекарств для животных в сегменте химико-фармацевтических препаратов имеют от 85 до более 430 товаров для домашних питомцев, продуктивных животных, птиц, рыб и рептилий. В разрезе иммунобиологических препаратов выпускается более 60 наименований вакцин против большинства инфекционных болезней птиц, крупного рогатого скота, свиней, мелких домашних животных.
Для защиты интересов отечественных производителей ветеринарной продукции в России создана Национальная ветеринарная ассоциация (НВА).
Национальная ветеринарная ассоциация – некоммерческая организация, являющаяся некоммерческим партнерством содействия развитию ветеринарного дела, созданная рядом ветеринарных биофармацевтических компаний России. Национальная ветеринарная ассоциация представляет в федеральных органах исполнительной власти и иных организациях интересы производителей фармацевтических и иммунобиологических лекарственных средств для ветеринарного применения, оказывает содействие в деятельности предприятий, консультационные услуги в сфере нормативно-правового регулирования в области обращения лекарственных средств для ветеринарного применения с целью повышения конкурентоспособности и роста экспортного потенциала отечественной продукции.
Деятельность ассоциации также направлена на повышение профессионального уровня ветеринарных специалистов различного направления деятельности и защиту корпоративных интересов.
Национальная ветеринарная ассоциация способствует успешной деятельности своих членов посредством:
– развития и совершенствования отношений внутри ассоциации;
– укрепления имиджа и престижа ассоциации как надежной и компетентной организации;
– участия в построении современного цивилизованного российского рынка ветеринарной биофармацевтической продукции;
– содействия переходу к передовым технологиям;
– содействия в разработке нормативно-правовых актов в области ветеринарии и обращения лекарственных средств для ветеринарного применения;
– содействия внедрению на предприятиях-производителях и дистрибьюторах, а также ветеринарных аптечных организациях требований GХР и других актуальных стандартов и норм;
– содействия производству качественной продукции, отвечающей международным требованиям;
– содействия конструктивному диалогу членов ассоциации и представителей федеральных органов исполнительной власти;
– оказания консультационных услуг.
Предприятия, входящие в ассоциацию, производят около 80 % химико-фармацевтических и 20 % иммунобиологических лекарств для животных на российском рынке.
В июле 2021 г. прошло заседание комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по развитию агропромышленного комплекса. Данное заседание состоялось по инициативе Национальной ветеринарной ассоциации [5].
Эксперты отрасли адресовали Минэкономразвития и Минсельхозу России вопрос ο выделении производства ветеринарных препаратов в отдельную отрасль и включении в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Одна из самых главных проблем заключается в отсутствии выделения производства лекарственных ветеринарных препаратов в отдельную отрасль, то есть отсутствует самостоятельная классификации ОКВЭД. По этой причине российские производители фактически лишены возможности получать государственную поддержку, что затрудняет как достижение цели импортозамещения в этой области, так и развитие имеющегося экспортного потенциала.
Например, в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь есть группировка 21202 – «Производство лекарственных препаратов для ветеринарии».
В Казахстане в общем классификаторе видов экономической деятельности «Производство лекарственных препаратов для ветеринарии» выделено в отдельную группу.
При этом в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности класс 21 распространяется на лекарственные средства и материалы, применяемые исключительно в медицинских целях.
В апреле 2020 г. Минэкономразвития России разрабатывало критерии, по которым организации относили к системообразующим предприятиям и оказывали им поддержку в связи с распространением COVID-19. За основу выделения сфер деятельности были взяты коды ОКВЭД [6].
Из-за сложившейся ситуации отечественные производители лекарственных препаратов для ветеринарного применения не были включены в перечень системообразующих предприятий и не получили необходимой экономической поддержки.
Помимо того, на том же заседании комитета эксперты отрасли обратили внимание на неопределенность статуса производителей ветеринарных препаратов. Они не относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям и поэтому не могут получать государственную поддержку по линии Министерства сельского хозяйства.
В государственных программах, которые направлены на поддержку аграрных производителей, не упоминаются производители ветеринарных препаратов. Например, в приказе Минсельхоза № 516, где перечислена продукция АПК, по которой компенсируется часть затрат на сертификацию при экспорте, лекарственные препараты для ветеринарного применения отсутствуют.
Также отсутствует возможность получения помощи по программам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. К компетенциям ведомства относится регулирование отрасли лекарственных препаратов, но только для медицины, а не для ветеринарии [7].
Поэтому дополнительной инициативой отраслевых участников явилось предложение Министерству сельского хозяйства ο внесении изменений в Федеральный закон № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Часть 1 статьи 3 предлагается изложить следующим образом: «В целях настоящего федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее – сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, лекарственных препаратов для ветеринарного применения)».
Кроме того, эксперты отрасли предложили Министерству сельского хозяйства включить производителей ветеринарных препаратов в федеральный проект «Экспорт продукции АПК». Цель данного проекта заключается в увеличении объема экспортируемой продукции АПК. К 2024 г. объем данной продукции должен составить 34 млрд долл. США [8].
В случае реализации предлагаемых мероприятий ветеринарная промышленность получит новые драйверы развития в виде государственной поддержки, устранения торговых барьеров для выведения продукции на целевые рынки, а также создания системы продвижения и позиционирования отечественной ветеринарной продукции на внешних рынках.