По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.12 DOI:10.33920/nik-01-2205-03

О трансформационных социокультурных процессах в обществе

Петров Игорь Федорович НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий — ИМСИТ», Россия, 350010, г. Краснодар, ул. Зиповская, д. 5, E-mail: IgorPetroff@Yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6610-9592
Петрова Софья Игоревна НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий — ИМСИТ», Россия, 350010, г. Краснодар, ул. Зиповская, д. 5, E-mail: Sofya8888@Yandex.ru, ORCID: 0000-0002-0843-4327

Статья посвящена анализу различных концепций трансформации социума, в которых «социокультурные изменения» определяются прежде всего как изменения, происходящие в социальных системах, определенном континууме времени и пространстве. Индивид соприкасается с ними как во время своего биологического роста, так и в стремлении рационализировать свои жизненные трудности или организовать социальную карьеру. И хотя каждый из этих моментов отличается от других, их объединяет количественная и качественная парадигма: «возникновение, увеличение, уменьшение, повторение, развитие». Переход к более развитому типу социума происходит с формированием рыночных отношений и отделением правовой системы от религиозной. Отсюда некоторые тенденции процессов трансформации, происходящие сегодня в общественной системе, в значительной степени являются попыткой решить современные проблемы. Эти изменения проявляются в следующих формах: формирование, возникновение, рост, упадок, исчезновение, переходные периоды, преобразование и др. Направление изменений в социокультурных системах также интерпретируется по-разному: цикличность, линейность и т.д.

Литература:

1. Аверинцев С.С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера // Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества СССР. — 1991. — Культура и религия. — М.: Наука, 1991. — С. 183–203.

2. Березовская Л.Н., Ковалев А.Н. Россия на пороге XXI века: философско-социологическое исследование. — М.: МГУ, 2008. — 304 с.

3. Громов И., Мицкевич А., Семенов В. Западная социология. — СПб., 1997. — 372 с.

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — М.: Канон, 1996. — 430 с.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе // Полн. собр. соч. — М.: Политическая литература, 1955. — Т. 3. — С. 1–4.

6. Малиновский Б. Функциональный анализ. Антология исследований культуры. — Т. 1: Интерпретации культуры. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 728 с.

7. Парсонс Т. Функциональная теория изменения / Американская социологическая мысль: тексты. — М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1996. — 560 с.

8. Петров Л.И. Потребность как предмет социокультурной рефлексии // Омский научный вестник. — 2012. — № 3 (109). — С. 238–242.

9. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. Очерки и лекции. — М.: Восточная литература РАН, 2001. — 304 с.

10. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с.

11. Тард Г. Социальная логика // Западноевропейская социология XIX — начала XX века. — М.: Межд. универ. бизнеса и управления, 1996. — 520 с.

12. Тойнби А. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991. — 736 с.

1. Averintsev S.S. “Morphology of Culture” by Oswald Spengler // New Ideas in Philosophy. Yearbook of the Philosophical Society of the USSR. — 1991. — Culture and religion. — M.: Nauka, 1991. — S. 183–203.

2. Berezovskaya L.N., Kovalev A.N. Russia on the Threshold of the 21st Century: A Philosophical and Sociological Study. — M.: MGU, 2008. — 304 p.

3. Gromov I., Mitskevich A., Semenov V. Western sociology. — St. Petersburg, 1997. — 372 p.

4. Durkhem E. On the division of social labor. — M.: Kanon, 1996. — 430 p.

5. Marx K., Engels F. Theses on Feuerbach, Completed. coll. op. — M.: Political literature, 1955. — T. 3. — S. 1–4.

6. Malinovsky B. Functional analysis. Anthology of Cultural Studies. Vol. 1: Interpretations of culture. — St. Petersburg: University book, 1997. — 728 p.

7. Parsons T. Functional theory of change / American sociological thought: texts. — M.: International University of Business and Management, 1996. — 560 p.

8. Petrov L.I. Need as a subject of socio-cultural reflection // Omsk Scientific Bulletin. — 2012. — No. 3 (109). — S. 238–242.

9. Radcliffe-Brown A.R. Structure and functions in a primitive society. Essays and lectures. — M.: Eastern Literature of the Russian Academy of Sciences, 2001. — 304 p.

10. Sorokin P. Man. Civilization. Society. — M.: Politizdat, 1992. — 543 p.

11. Tard G. Social logic // Western European sociology XIX — early XX centuries. — M.: Int. Univer. Business and Management, 1996. — 520 p.

12. Toynbee A. Comprehension of history. — M.: Progress, 1991. — 736 p.

Статья поступила 19.02.2022

Если в простых недифференцированных обществах трансформационные процессы происходят отдельно в границах определенных областей, не затрагивая другие сферы, то в сложных обществах они протекают по-другому. Здесь модификации, происходящие в определенной сфере, всегда оказывают влияние на другие сферы общества. Общее содержание этих преобразований обычно переплетается в создаваемых социокультурных мифах, символах, выдуманных традициях, благодаря чему сохраняется лояльность общества по отношению к преобразованиям в социуме, инициированным так называемым творческим меньшинством. Это значит, что происходящие изменения связаны в большей степени с изменениями в культуре (система ценностей, идеология) и в меньшей — в социальной сфере (статусы, роли, цели, группы, элиты, их интересы). Подобные изменения, происходящие в этих сферах (обусловленные и предполагаемые друг другом), называют «социокультурными». Именно благодаря этим изменениям становится возможным в полной мере общественное воспроизводство на всех уровнях. Поэтому изучение проблемы социокультурных изменений является весьма актуальным. Человек сталкивается с ними как во время своего биологического роста, так и в стремлении рационализировать свои жизненные трудности или организовать социальную карьеру. И хотя каждый из этих моментов отличается от других, их объединяет количественная и качественная парадигма: «возникновение, увеличение, уменьшение, повторение, развитие».

Первоначально объяснение и понимание этих изменений были основаны на естественных или космических факторах. Доверие к ним имело давние традиции в истории человеческого развития и легло в основу религиозных и мифологических концепций, объясняющих изменения, которым подвергается человеческое общество. Этот принцип понимания проблемы зиждился на признании соответствия социокультурных изменений природным и космическим факторам. Таким образом, человек стремился убедиться, что нормы и руководящие принципы его поведения основаны на выдвинутых ими правилах надсоциального порядка. Хотя в данном случае чаще всего это определялось объективной реальностью, однако основные положения объяснения происходящих изменений несли на себе отпечаток внесоциального (часто религиозного). И, как следствие, на первый план начинают выходить предопределение имеющихся условий жизни людей и их неспособность изменить эти условия в соответствии со своими желаниями. Таким образом, казалось, что изменения в рамках социальной жизни должны осуществляться в пределах данных конструкций, которые нередко тормозили изменения настоящей жизни. Отсюда «стремление изменения обстоятельств общественной жизни» уступает позиции «стремление человека к изменению себя» в соответствии с идеалом совершенного человека, разработанным обществом для реализации божественных институтов на земле. При таком отношении источник изменений в социокультурных структурах определялся не в этих самых структурах, а во внесоциальных факторах. Такая ориентация была присуща многим философским концепциям понимания проблемы социокультурных перемен. В них изменения в социуме рассматривались в основном с точки зрения возможной идеальной реорганизации. Только с появлением эволюционной теории, заимствованием определенных положений мира природы и экстраполяцией их на человеческое общество стали появляться теории с уклоном на «организм и прогрессизм». Несмотря на различия в подходах к рассматриваемой проблеме, эти теории имели общие черты — теперь определение факторов изменений человеческого общества проводилось в более широком аспекте. В них перемены стали одним из основных факторов бытия социума, что означало кардинально иную формулировку вопроса по сравнению с предыдущими эпохами. Одним из примеров воплощений социологической концепции такого взгляда на проблему социальных изменений стали марксизм с известным тезисом «Философы до сих пор по-разному объясняли мир, теперь задача заключается в том, чтобы его изменить» [5, с. 1–4] и позитивизм О. Конта и Г. Спенсера. Согласно позиции марксизма, основой перемен в общественной жизни является изменение способов производства материальных благ. Социальные отношения тесно связаны с производительными силами. Приобретая новые производительные силы, человек меняет свой способ производства, а с изменением способа производства изменяются и общественные отношения. Эта социологическая теория объяснения социальных изменений не утратила своей ценности в понимании содержания отдельных параметров преобразований, происходящих в современных государствах [8]. Однако следует отметить, что учение о генезисе социальных изменений марксизма не всегда могло объяснить некоторые проблемы, стоявшие перед человечеством в XX в. «Современное развитие общества с особой наглядностью выявило ограниченность традиционных представлений марксизма относительно многих коренных проблем человечества. Недооценка роли человеческого потенциала, сведение основных целей развития общества к материально-производственной сфере привели к крупным ошибкам в стратегической линии поведения левых партий в странах как Востока, так и Запада. Это выразилось, как известно, в том, что в странах Востока было предпринято форсированное строительство так называемого коммунизма, хотя там для этого не существовало ни объективных, ни субъективных предпосылок» [2, с. 5].

Для Цитирования:
Петров Игорь Федорович, Петрова Софья Игоревна, О трансформационных социокультурных процессах в обществе. Вопросы культурологии. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: