В условиях глобализации мировой экономики происходит скачкообразное увеличение пассажирских и грузовых потоков, при этом растет и доля перемещаемых через внешние границы государств потенциально опасных грузов.
Вопросы обеспечения безопасности в сфере логистики вошли во всем мире в число актуальных проблем, так как транспортная и таможенная логистика является зоной повышенного риска. В связи с созданием разветвленной и сложной транспортной и таможенной инфраструктуры решение проблем безопасности — ведущий фактор обеспечения национальной безопасности.
Разрабатываемый Евразийской экономической комиссией (далее — ЕЭК, Комиссия) в рамках своих полномочий подход по дальнейшему совершенствованию логистики и таможенной инфраструктуры базируется на разработанной в рамках ВТО Рамочных стандартах по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле, в том числе ISO 28000, который охватывает все аспекты управления безопасности цепей поставок и в этой области рассматривается в качестве приоритетного [1].
Одной из функций таможенных органов государств — членов ЕАЭС является осуществление радиационного контроля (пп. 8 п. 2 ст. 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). В соответствии с пунктом 3 статьи 7 ТК Союза соблюдение радиационных требований подтверждается по результатам осуществления радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе, и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств — членов ЕАЭС [2].
На сегодняшний день вопрос разработки типовых требований к системе радиационного контроля, расположенной в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза и ее использованию, является актуальным для государств — членов ЕАЭС. Важность рассмотрения данного вопроса вытекает из обязанности государств — членов Союза, являющихся также государствами — членами Международного агентства по атомной энергии (далее — МАГАТЭ), по соблюдению установленных международных норм в области нераспространения ядерного оружия, пресечения актов ядерного терроризма, снижения угрозы незаконного оборота радиоактивных материалов.