Конструктивный внутриличностный конфликт — это принятие решения личностью под влиянием недеформированных социальных представлений о достижении позитивных целей с помощью средств, не выходящих за рамки права и морали.
Иначе говоря, конструктивным является внутриличностный конфликт, который возникает в силу наличия социальных представлений, которые блокируют (табуируют) принятие решения об использовании средств достижения цели, несовместимых с позитивными социальными ценностями.
Конструктивный внутриличностный конфликт возникает тогда, когда личность может:
1) сказать себе «нельзя» и не использовать противоправные и аморальные способы, технологии, ресурсы для достижения цели, например успеха, карьеры, в том числе переходить «зеленую черту», проезжую часть улицы на красный свет светофора, отказаться от «я», своих убеждений, принципов, представлений (Дж. Бруно, Перельман и другие представители интеллигенции);
2) произнести «да, можно и нужно» и преодолевать препятствия, трудности, барьеры ради достижения позитивной цели, успеха, карьеры, развития, самореализации (диссиденты и т. д.).
Это возможно только при наличии совести, чувства вины, позитивной ответственности, смыслового конструкта, т. е. позитивных, а не деформированных социальных представлений, позволяющих сделать правильный выбор в ситуации моральной коллизии, альтернативы, дихотомии и т. д. [22]. Чрезвычайно важную роль конструктивный внутриличностный конфликт играет в процессе достижения успеха, карьерного роста и развития.
Как правило, успех, карьера и развитие рассматриваются с точки зрения личностного подхода. Это вполне понятно и объяснимо. Действительно, от профессионально-личностных качеств зависит чрезвычайно много, в том числе успех, карьера и развитие. Примеров — предостаточно. Они говорят о том, что сильные личности достигают высот вопреки обстоятельствам. Они плывут против течения. К их числу относятся известные ученые, писатели, художники, поэты. В частности, об этом говорится в стихотворении «Поэт и толпа». В период существования СССР их называли диссидентами. Такое можно сказать о А. И. Солженицине и др.