30 июля 2022 года центральным отделом по г. Иркутску службы записи актов гражданского состояния Иркутской области (далее — служба) был зарегистрирован брак между гражданином Р. и гражданкой Ф., предоставившими удостоверяющие личность документы.
Через день после заключения брака, 1 августа 2022 года, указанный выше Р. обратился в отдел службы по Октябрьскому району г. Иркутска с заявлениями о внесении изменений в запись акта о его рождении и в запись акта о государственной регистрации заключения брака. Основанием для подачи указанных заявлений послужила выданная Р. медицинской организацией медицинская справка формы № 087/у установленного образца о его половой переориентации и смене пола с мужского на женский, датированная 21 июня 2022 года. Указанный медицинский документ о половой переориентации, который был утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2017 № 850н «Об утверждении формы и порядка выдачи медицинской организацией документа об изменении пола», по сути, является заключением врачебной комиссии, состоящей из врача-психиатра, врача-сексолога и медицинского психолога, о психическом состоянии пациента. Приказ Минздрава России предусматривает, что справка о половой переориентации действительна в течение одного года со дня ее выдачи, то есть дает лицу, ее получившему, право принять решение о государственной регистрации смены пола в течение года либо право не принимать такого решения. При этом для решения вопроса о половой переориентации лица хирургическое вмешательство не является обязательным.
По итогам рассмотрения заявления Р. о внесении изменений в запись акта гражданского состояния о заключении им брака с Ф. в части, касающейся смены пола, указанным заявителям было отказано, поскольку подпунктом «ж.1» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 72 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что браком является союз мужчины и женщины.
Кроме того, вступившая в брак с Р. гражданка Ф. в 2020 году на основании медицинских документов также официально, путем внесения изменений в соответствующую запись акта гражданского состояния, изменила пол с мужского на женский.
Факт того, что Р., имея на руках медицинский документ, позволяющий осуществить государственную регистрацию смены пола, вступил в брак, являясь мужчиной, а только потом изменил пол, свидетельствовал о наличии у него и у Ф. умысла, направленного на получение официального документа, подтверждающего государственную регистрацию брака между лицами одного пола.
Принимая во внимание незаконность нахождения в браке лиц одного пола и полагая, что при получении на руки свидетельства о государственной регистрации заключения брака между двумя женщинами, физиологически являющимися мужчинами, Р. и Ф. смогут использовать данное обстоятельство как информационный повод для пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, служба обратилась в органы прокуратуры с просьбой в целях защиты интересов Российской Федерации направить в суд исковое заявление об аннулировании брака между лицами одного пола.
Данное решение службы было обусловлено тем обстоятельством, что в соответствии со статьей 28 Семейного кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, право требовать признания брака недействительным может только определенный круг лиц, в который входит прокурор.
По инициативе службы прокурор Октябрьского района г. Иркутска обратился в Октябрьский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением о признании недействительным брака между Р. и Ф. и его аннулировании.
В судебном заседании по рассмотрению указанного иска в качестве представителя третьего лица принял участие юрист службы, который поддержал исковые требования прокурора.
Ответчики Р. и Ф. не признавали исковых требований, ссылаясь на установленный в российском гражданском праве единый подход к исполнению договоров, основанный на принципе pacta sunt servanda (договоры должны исполняться). По мнению ответчиков, если сделка, то есть регистрация актовой записи по их совместному заявлению, была произведена в полном соответствии с действующим законодательством и ее исполнение не влияет на права и обязанности других лиц, то такие договорные отношения не могут быть прекращены без согласия всех сторон договора. Кроме того, Р. и Ф. заявляли об отсутствии у прокурора оснований на подачу иска об аннулировании записи акта гражданского состояния.
По итогам судебного заседания 14 февраля 2023 года судом была принята позиция службы и прокурора о том, что в Российской Федерации лица одного пола не могут состоять в браке, и исковые требования прокурора были удовлетворены. 15 марта 2023 года решение Октябрьского районного суда г. Иркутска об удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Иркутска о признании недействительным брака между гражданами Р. и Ф. и его аннулировании вступило в законную силу.