Одной из важнейших тенденций развития мировой экономики является расширение использования Интернета для гуманитарных и коммерческих целей. Формирование международной электронной торговли как нового сегмента международного бизнеса обусловлено прежде всего развитием научно-технического прогресса в сфере разработки и производства аппаратных и программных средств ведения бизнеса (компьютерной техники, волоконно-оптических сетей и средств передачи данных, всевозможных программных продуктов и самой сети Интернет).
В газете «Московский Комсомолец» еще в декабре 2001 г. была опубликована заметка «Космонавты сходили по магазинам прямо на орбите», где сообщалось о том, что космонавты Владимир Дежуров и Михаил Тюрин приобрели цветы и рождественские подарки для своих родных и близких, находясь на орбите на борту международной космической станции. Покупки были осуществлены с помощью виртуальной платежной карты VISA1 . Таким образом, уже 12 лет назад электронная торговля показала всему миру свой огромный потенциал и повсеместную применимость. Понятно, что торговля в космосе не станет в ближайшее время бурно развивающимся бизнесом, это всего лишь говорит о перспективных возможностях новых технологий.
Коммерческая деятельность с использованием сети Интернет позволяет серьезным образом снизить временные издержки на поиск товара, поставщика и оплату товара, благодаря чему она с каждым днем становится все более и более популярной, что, в свою очередь, повышает актуальность глубоких теоретических исследований данного вопроса и выработки практических рекомендаций по ведению бизнеса в условиях повсеместного распространения электронных средств коммуникации.
РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТА В МИРЕ
Интернет распределен по всему миру неравномерно. Наиболее высокое проникновение наблюдается в Северной Европе (94 %), Западной Европе (90) и Северной Америке (88 %).
В процентном отношении наибольшее проникновение Интернета остается в развитых странах — 81 %, по сравнению с 40 % в развивающихся странах и 15 % в наименее развитых странах. В декабре 2018 г. Международный союз электросвязи (МСЭ) представил отчет, в котором сообщил, что в Интернет выходят 3,9 млрд человек, или 51,2 % населения планеты.
Тот факт, что больше половины землян впервые получили доступ к Интернету, генеральный секретарь МСЭ Хоулинь Чжао назвал важным шагом на пути к более широкому, глобальному информационному обществу2 . Проведенное Международным союзом электросвязи исследование выявило, что следующий миллиард, который присоединится к онлайновой деятельности к 2020 г., скорее всего, будет представлять городское население из Азиатско-Тихоокеанского региона и региона Северной и Южной Америки, проживающее в областях, которые уже находятся в пределах досягаемости беспроводной и проводной инфраструктуры, и это не будут представители беднейших слоев населения. Среди важнейших тенденций развития Интернета отметим следующие3 .
За 2018 г. почти 1 млн человек впервые начали использовать соцсети каждый день. Все больше лиц старшего возраста присоединяется к социальным сетям. Только на Facebook число пользователей в возрасте 65 лет и старше за 2018 г. увеличилось почти на 20 %. Количество подростков от 13 до 17 лет, использующих Facebook, также возросло. Интенсивно развивается мобильный Интернет, на его долю приходится более половины всего мирового вебтрафика.
Сингапур занимает первое место в рейтинге фиксированных подключений со средней скоростью 189 Мбит/с. Норвегия возглавляет рейтинг мобильных телефонов со средней скоростью соединения 63 Мбит/с. Скорость мобильной связи в настоящее время составляет в среднем более 50 Мбит/с в восьми странах мира.
Средний пользователь проводит в Интернете около 6 ч каждый день. В лидерах — жители Таиланда, которые проводят в сети 9 ч и 38 мин. Наибольшее количество времени в социальных сетях уже третий год подряд проводят филиппинцы — в среднем около 4 ч в день.
Общемировые расходы на электронную коммерцию в 2017 г. достигли почти 1,5 трлн долл., причем только на потребительские товары. Если добавить траты на другие категории, такие как онлайн-покупка билетов, туров, цифровой контент и мобильные приложения, то общая глобальная стоимость электронной торговли будет ближе к 2 трлн долл. Жители Великобритании чаще всех делают интернет-покупки, ежегодные расходы превышают 2 тыс. долл. на одного пользователя4.
В настоящее время для регулирования в сфере международной электронной торговли кроме обозначенных выше нормативно-правовых актов и рекомендаций активно используются стандарты международной организации стандартизации — ISO (The International Organization for Standardization’s), а именно ее отдела Committee on Consumer Policy (ISO COPOLCO). Этим отделом для использования при организации электронной торговли предлагаются следующие группы стандартов:
ISO/IEC 27001 (2013) — описывает требования в области информационной безопасности для создания, развития и поддержания Системы менеджмента информационной безопасности. Вообще все семейство стандартов ISO 27000 используется для выстраивания системы управления безопасностью финансовой информации, интеллектуальной собственности, сведений о сотрудниках организации или информации, полученной от третьих лиц.
ISO 10001 (2007) — менеджмент качества, удовлетворенность потребителя, руководящие указания по кодексу поведения для организаций (или его аналог в России ГОСТ Р ИСО 10001-2009, который на самом деле «предназначен для применения всеми организациями независимо от их типа, размера и выпускаемой продукции»5).
ISO 10002 (2004) — менеджмент качества, удовлетворенность потребителей, руководство по работе с претензиями в организациях (или применяемый в России ГОСТ Р ИСО 10002-2007 со сходным названием).
ISO 10003 (2007) — менеджмент качества, удовлетворенность потребителя, руководящие указания по разрешению спорных вопросов внешними для организаций сторонами (или применяемый в РФ ГОСТ Р ИСО 10003-2009).
ПРАКТИКА ВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Объемы международной электронной торговли ежегодно растут. Особенно это заметно в корпоративном секторе, где росту электронной торговли активно способствуют в первую очередь закупочные отделы промышленных компаний, которые активно используют возможности сети Интернет для реализации процессов снабжения и закупок. Кроме того, достаточно большое влияние оказывает повсеместное распространение доступных интернет-магазинов и их успешная интеграция с развитыми сетями доставки товара.
Один из самых распространенных способов организации электронной торговли и одновременно известных среди рядовых пользователей Интернета в последнее время C2C, или customer-to-customer, — взаимодействие конечных потребителей с конечными потребителями (взаимодействие физических лиц). В этом варианте используются электронные торговые площадки, которые организованы по принципу аукциона часто с возможностью моментальной покупки по фиксированной цене. Для этого вида электронной торговли характерно преобладание лотов на продажу. В данном случае сайт выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. Например: ebay.com, avito.ru, molotok.ru, irr.ru, auto.ru и др.
Из описанных выше способов организации взаимодействия сторон при осуществлении сделки купли-продажи логично вытекает следующий вариант C2B — customer-to-business — взаимодействие конечных потребителей с компаниями, которое может происходить на тех же самых интернет-площадках, что и при C2C, либо на отдельных, например американская www.priceline.com. Эта система предоставляет потребителям возможность устанавливать стоимость для различных услуг и товаров, которые предлагаются компаниями, самостоятельно. Покупатели сами называют цену, за которую они хотели бы купить товар или услугу. Так осуществляется формирование спроса. Окончательное решение принимает продавец, предварительно проанализировав все данные. Интернет-сайт, осуществляющий работу по системе C2B, часто сравнивается с брокером-посредником, который ищет продавцов за цену, сформированную предложениями потенциальных покупателей.
Продолжая обзор технологий организации электронного взаимодействия, инициатором (продавцом) которого выступает физическое лицо, необходимо осветить такой ее вид, как C2G, или consumer-to-government. Однако в данном случае мы имеем дело не с системой электронной торговли, какой мы привыкли ее себе представлять. Здесь организованный электронный канал связи от конечного потребителя (физического лица) к правительству (уполномоченной управляющей структуре) используется для оплаты пошлин и налогов. Развитию данного направления электронного взаимодействия способствуют как государство, внедряющее такие схемы электронной оплаты всевозможных квитанций и налогов и заинтересованное в скорейшем поступлении денег в бюджет, так и частные компании, которые выступают посредниками при совершении этих операций. В качестве примера можно привести известный сервис от Сбербанка — «Сбербанк онлайн», который, кроме всего прочего, позволяет оплачивать квитанции и штрафы через Интернет. В случае взаимодействия C2G возникает и обратный поток G2C, или government-to-consumer, когда в роли поставщика-продавца информации выступает уполномоченный официальный орган (Government). В качестве яркого примера такого информационного взаимодействия можно представить портал «Госуслуги», пользующийся большой популярностью в крупных городах нашей страны. Сходные по функционалу интернет-ресурсы есть и в других государствах.
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ
Россия активно развивает электронную торговлю. Растет число фирм, вовлеченных в этот бизнес, повышаются стоимостные объемы сделок. Для того чтобы придать этому процессу целенаправленный характер, Министерство промышленности и торговли в конце 2017 г. опубликовало Стратегию развития электронной торговли на период до 2025 г. Документ намечает основные элементы регулирования электронной торговли в России, в том числе и возможность использования торговых площадок (маркетплейсов) для развития внешней торговли, предполагает снятие ограничений на продажу алкоголя и пищевых продуктов через Интернет, введение «цифровой репутации» продавца и покупателя, упрощение сделок в электронном виде, сертификацию электронных торговых площадок (маркетплейсов) и их интеграцию с системами ФТС, ФНС и Российского экспортного центра, выстраивание логистики, которая позволит любому магазину за разумные деньги доставить товар в течение трех суток 90 % потребителей в России.
В отношении участия России в международной электронной торговле указывается, что увеличение экспорта по каналам электронной торговли должно осуществиться не менее чем на 5 %6 . По нашему мнению, этот показатель характеризует российские возможности участия в мировом экспорте достаточно скромно.
Как отметил министр Д. Мантуров, необходимость такого документа вполне оправданна. По оценкам Минпромторга, в настоящее время этот сегмент занимает лишь 3–4 % от всего объема розничного товарооборота. В западных странах эта доля на порядок выше — 10–20 % (это данные по Великобритании, Германии, Китаю, Финляндии, США). Россия намерена достигнуть мировых стандартов к 2025 г. В интересах российских участников рынка порог беспошлинного ввоза будет поэтапно снижаться. Так, норма о снижении порога с 1 января 2019 г. осуществлена вдвое: без уплаты 30 % таможенной пошлины можно будет заказать в зарубежных интернет-магазинах товары, стоимость которых в сумме за месяц не превышает 500 евро. Еще через год, с 2020 г., порог беспошлинного ввоза будет снижен до 200 евро.
Что касается использования электронной торговли в качестве инструмента развития экспорта, то необходим поиск разумного взаимовыгодного баланса, который будет учитывать как интересы национальных производителей, так и спрос внешнего рынка. В условиях цифровизации многие индустрии претерпевают изменения, иначе они попросту потеряют свою конкурентоспособность. Это касается и сферы торговли и услуг.
В Стратегии вопросы участия России в международной электронной торговле описываются достаточно детально. В частности, указывается, что для расширения возможностей экспорта посредством электронной торговли необходимо упростить процедуры ведения экспортной деятельности и снизить соответствующие издержки предпринимателей, в особенности для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Необходимо принимать меры для повышения прозрачности внешнеэкономических операций и доступности информации о возможностях трансграничной электронной торговли за счет внедрения автоматизированных информационно-аналитических систем и автоматизированных систем в сфере услуг, предоставляемых экспортоориентированному бизнесу. Следует внедрять автоматизированные системы управления таможенными процедурами, что будет способствовать повышению прозрачности таможенных требований и процедур, сокращению временных затрат бизнеса на оформление таможенной документации и снижать расходы бизнеса на услуги посредников в области внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время международные электронные торговые площадки являются единственным общедоступным и низкобюджетным каналом для доступа малого и среднего бизнеса на зарубежные рынки. Участники электронной торговли осуществляют значительные инвестиции в развитие российской торгово-экспортной инфраструктуры и обеспечение узнаваемости российского продукта за рубежом. Имплементируются лингвистические продукты, позволяющие осуществлять перевод товарных предложений в интерактивном режиме, разрабатывается оптимальная логистическая инфраструктура.
Крайне существенным является упрощение процедуры подтверждения нулевой ставки НДС при реализации товаров на экспорт в формате B2C при использовании разных логистических операторов, упрощение процедуры экспорта дорогостоящих товаров стоимостью более 200 евро, допуск логистических операторов, относящихся к курьерским службам, к упрощенной экспортной таможенной процедуре. Необходимо совершенствование процедур идентификации клиентов-нерезидентов в целях возможности их обслуживания российскими кредитными организациями в рамках дистанционных платежных сервисов, в том числе по переводу электронных денежных средств, что может потребовать реализации соответствующих мероприятий, направленных на упрощение взаиморасчетов российских поставщиков с иностранными покупателями, осуществляемых в рамках розничной дистанционной торговли7 .
Сейчас электронная торговля становится одним из главных двигателей глобализации мировой экономики. По прогнозам экспертов, платформы электронной коммерции в будущем станут соединять цепочки поставок и потребления вне зависимости от географической привязки, и такая схема станет основным способом ведения международной торговли.
Особое внимание, как считает Д. Мантуров, необходимо уделить вопросам обеспечения защиты прав российских потребителей иностранных интернет-магазинов. В Стратегии это направление определено как одно из приоритетных.
Минпромторг предлагает рассмотреть зарубежный опыт прямых электронных расчетов между юрлицами без обращения к банковскому счету. Компании смогут рассчитываться платежными картами с применением льготных комиссионных сборов и возможностью выбора валюты расчетов, позволяющей исключить «двойную конвертацию» валют. В мире также получили распространение системы небанковских счетов, которые позволяют снизить затраты на обслуживание платежных операций и гарантируют платежеспособность заказчика8.
Еще один вид электронной торговли — B2C, или business-to-costumers, — также очень популярен во всем мире и в России в том числе. В самом общем случае формат B2C можно описать как интернет-магазин, где компания с помощью специального интернет-сайта предлагает определенный набор товаров и услуг физическим лицам. Для нашей страны это очень быстро развивающийся рынок: число интернет-магазинов, по данным аналитических компаний, в 2013 г. составило более 25 тыс. В 2018 г. в России функционировало не менее 300 тыс. сайтов с функционалом интернет-магазина (около 9 % «живых» доменов в зоне .ru). Но при этом только примерно 2000 интернет-магазинов получают более чем 20 заказов в день9 .
За рубежом через Интернет покупаются не только бытовые товары, билеты на самолет или в театр, но даже автомобили. Можно легко найти подходящие предложения в сети, изучить их на своем домашнем компьютере, планшете или даже смартфоне, посмотреть интерьер салона и технические параметры, выбрать и оплатить покупку. Следующим утром ключи от нового авто такой покупатель найдет в своем почтовом ящике, а саму машину — на парковке у дома. Для наших соотечественников это пока что звучит как сказка, но многие официальные дилеры крупных автомобилестроительных компаний в России уже предлагают такую услугу.
МЕЖКОРПОРАТИВНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ В ФОРМАТЕ В2В
Достаточно успешным и динамично развивающимся в нашей стране стало осуществление электронной торговли класса B2B (business-to-business), охватывающее оптовую торговлю медикаментами, металлами, нефтепродуктами, стройматериалами и т. д.
Электронная торговля в формате B2B, business-to-business, — это такой вид деятельности, при котором две компании совершают между собой сделки купли-продажи товаров или услуг с помощью сети Интернет. Перед компаниями, использующими такую систему взаиморасчетов, открывается множество возможностей: от размещения запросов на коммерческие предложения, получения текущих котировок поставщиков и получения счетов до непосредственного заключения контрактов через электронную сеть, оплаты этих счетов и публикации документов. Для российских компаний такой вид деятельности в Интернете считается достаточно перспективным, так как создаются хорошие предпосылки для партнерских отношений и появляется возможность построить между производителями коммерческие связи. Кроме уже описанных плюсов от сокращения времени поиска поставщика/покупателя, документооборота и денежных транзакций, компании часто вообще избавляются от необходимости импортировать оборудование и материалы из-за рубежа. В то же время благодаря электронной торговле компания имеет больше шансов для продуктивной активности на глобальном рынке, а это значительное преимущество над остальными конкурентами.
Многие известные международные компании планируют открыть либо уже открыли у нас свои торговые площадки. Из действующих на текущий момент можно отметить площадки B2B.RU, www.b2b-center.ru, позволяющие проводить более 40 видов торговых процедур как на закупку, так и на продажу товаров и услуг, в том числе торги по реализации имущества предприятий-должников, с географий участников, охватывающей все регионы России и 80 стран мира. Кроме того, достаточно известны и такие международные площадки, как Itex. com, Imsbarter.com, Bartercard.com.
В последнее время в нашей стране активно набирают популярность электронные B2B-бартерные площадки. Так, успех обусловлен несколькими ключевыми факторами.
Во-первых, на них устанавливаются одинаковые для всех правила игры. Из-за такой тотальной стандартизации и унификации никакие посредники не могут диктовать свои условия. Посредничество в данном случае исключается практически полностью.
Во-вторых, подобные системы обычно строятся таким образом, что зарегистрированный пользователь не ждет появления покупателя — необходимый товар продается самой системе, взамен продавец получает виртуальные деньги. Очистив свои склады, пользователь на вырученные средства закупает необходимое оборудование или услуги у других участников проекта.
Таким образом, на этих площадках бартер предлагается не по классической схеме: товар не меняется непосредственно на товар, а продается системе. Затем система сразу же сама начинает искать покупателя на имеющийся товар, а продавец в этот момент уже имеет возможность потратить свои виртуальные деньги. В классической экономической теории это называется открытые бартерные сделки, а в данном случае компаниям помогает специализированный электронный виртуальный помощник.
Преимущества открытых бартерных сделок перед классическими очевидны:
- заинтересованная в продаже товаров или услуг компания не разыскивает другое предприятие, которое нуждалось бы в предлагаемой партии, да еще и производило то, что необходимо инициатору сделки, а имеет дело с отлаженной системой — бартерной биржей;
- товару присваивается конкретная конкурентоспособная цена, за которую система готова его выкупить, продавец получает свои виртуальные деньги и приступает к поиску подходящей для материализации этих «денег» продукции.
Любой настоящий бартерный клуб — это целая самостоятельная система со своими правилами и требованиями. У такой системы есть хорошо известные создатели-владельцы, с ними всегда можно связаться и задавать любые возникающие вопросы. У клуба существуют четко определенные тарифы абонентской платы и строго фиксированные ставки комиссионных сборов за совершение сделки.
Чем больше компаний зарегистрировано на такой электронной бартерной площадке, тем большее количество вариантов для реализации одной и той же коммерческой сделки можно найти.
Также хорошо известно, что главное условие любой коммерческой сделки между двумя сторонами — ее обоюдная выгодность. Если же говорить о классических бартерных сделках, то чаще всего инициатор стремится только минимизировать свои потери, и об извлечении выгоды речи даже не идет. В то же самое время электронные B2B-бартерные площадки позволяют расширить круг потенциальных партнеров, найти людей и предприятия, по-настоящему заинтересованные в конкретной продукции или услугах, что практически всегда гарантирует получение максимальной компенсации за реализуемые товары и услуги. Развитие современных телекоммуникационных сетей, в первую очередь сети Интернет, позволяет превратить электронный бартер в хороший источник дохода для компании.
Среди доступных в России систем такого класса известна система электронного бартера B2B.ru — это система открытого типа, построенная в Интернете и доступная всем без исключения юридическим лицам. По официальной информации, «B2B.ru-бартер» использует принципы, «выработанные международными бартерными площадками, которые действуют в мире более 20 лет, постоянно наращивают свои обороты и привлекают к себе все больше внимания».
Для торговли через Интернет существует множество потенциальных перспективных возможностей. Есть ряд областей, где этот вид торговли находится вне конкуренции. В первую очередь это сфера сетевых развлечений, коммерческой информации, дистанционного обучения, платных консультаций, а также продажа небольших программ, например антивирусных программ, программ защиты от СПАМа и т. д. В этом случае Интернет позволяет понизить добавочную стоимость для покупателя и издержки для продавца практически до нуля, что в дополнение с простотой реализации является ключевым преимуществом именно такого способа осуществления купли-продажи данного товара и услуг.
Все описанные выше направления электронной торговли тщательно отражены в упомянутой выше Стратегии развития электронной торговли в России на период до 2015 г. Ее реализация будет способствовать повышению темпов прироста товарных продаж внутри страны и вносить существенный вклад в расширение экспорта.