По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5

О стратегии развития электронной торговли

Савинов Юрий Анатольевич д-р экон. наук, профессор кафедры технологии внешнеторговых сделок, Всероссийская академия внешней торговли, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, д. 4а, e-mail: y_savinov@outlook.com
Гаврюшин Олег Юрьевич соискатель кафедры технологии внешнеторговых сделок, ВАВТ
Тарановская Евгения Вадимовна канд. техн. наук, профессор кафедры финансов и валютно-кредитных отношений, ВАВТ

Авторы рассматривают в статье сущность электронной торговли в соответствии с терминами международных организаций, развитие доступности сети Интернет на различных континентах мира, а также основные международные стандарты для работы систем электронной торговли и практику ведения коммерческих операций по каналам электронной торговли. Они анализируют особенности электронной торговли в России и сущность деятельности Министерства промышленности и торговли в деле реализации указанной Стратегии. В заключение обращается внимание на развитие межкорпоративной электронной торговли В2В в России.

Литература:

1. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (1996 г.) с дополнительной статьей 5 bis, принятой в 1998 г. Организация Объединенных Наций, Нью–Йорк, 2006 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.uncitral.org/pdf/russian/texts/ electcom/05-89452_Ebook.pdf.

2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях и Руководство по принятию, Организация Объединенных Наций, Нью–Йорк, 2002 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uncitral.org/pdf/ russian/texts/electcom/ml-elecsig-r.pdf.

3. Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 2007 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uncitral.org/pdf/russian/ texts/electcom/06-57454_Ebook.pdf.

4. Содействие укреплению доверия к электронной торговле: правовые вопросы международного использования электронных методов удостоверения подлинности и подписания. Организация Объединенных Наций, Вена, 2009 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.uncitral.org/pdf/russian/texts/ electcom/08-55700_Ebook.pdf.

5. Исследование сферы электронной коммерции в России E-commerce in Russia. What brands, entrepreneurs and investors need to know to succeed in one of the world’s hottest markets, компания East-West Digital News, 2012 г.

6. Космонавты сходили по магазинам прямо на орбите // Московский Комсомолец. 11 декабря 2001 г. № 22871.

7. Интернет-аудитория в мире [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.ph p/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82 %D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%BD% D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D 0%B5%D1%82-%D0%B4%D0%BE%D1 %81%D1%82%D1%83%D0%BF_(%D0 %BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0% B2%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D1%8 B%D0%BD%D0%BE%D0%BA).

8. Интернет в странах мира [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_ interneta_v_mire/0-404.

9. Минпромторг опубликовал проект стратегии развития интернет-торговли до 2025 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minpromtorg.gov. ru/docs/#!proekt_strategiya_razvitiya_ elektronnoy_torgovli_v_rossiyskoy_ federacii_na_period_do_2025_goda; https://rg.ru/2017/10/17/porogbesposhlinnoj-internet-torgovlipredlozhili-snizit-v-piat-raz.html.

10. Интернет-торговля в России — 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://datainsight.ru/ ecommerce_2018.

11. Бартер [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. audit-it.ru/terms/agreements/barter. html.

12. Digital in 2018: World’s internet users pass the 4 billion mark. URL: https://wearesocial.com/blog/2018/01/ global-digital-report-2018.

13. Economic outlook analysis and forecasts, VI. E-COMMERCE: IMPACTS AND POLICY CHALLENGES, The Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD), 2000. URL: http://www.oecd.org/eco/ outlook/2087433.pdf.

14. Measuring the Information Economy. OECD.Paris.2002/ URL: http:// www.oecd.org/sti/ieconomy/1835738. pdf.

15. Summary of the Methodology for Assessing the Dynamics and Impacts of Electronic Commerce. Electronic Commerce Business Impact Project. Methodology. OECD WPIE Ad Hoc Technical Expert Group. OECD. Paris. February. 29.2004/ URL: http://www. oecd.org/sti/ieconomy/22572212.pdf.

16. Internet usage statistics. The Internet Big Picture. World Internet Users and 2019 Population Stats [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.internetworldstats.com/ stats.htm.

17. Lumpkin G. T. E-commerce strategies: Achieving sustainable competitive advantage and avoiding pitfalls / G. T. Lumpkin S. B. Droege, G. G. Dess // Organizational dynamics. — N. Y., 2002. — Vol. 30. — N 4. — P. 325–340.

18. Rapport sur le commerce electronique et le developpement // Conf. des NU sur le commerce et developpement. — N. Y.; Geneve: NU, 2001. — 2001. — 65 p.

19. Сallahan Ch. V. Corporate Strategy in a Digital Age / Ch. V. Callahan, B. A. Pasternack // Strategy+business. Second Quarter. — 1999.

20. «Секреты бизнес-стратегий в Интернете» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. web-promotion.ru/articles/issue1.html.

Одной из важнейших тенденций развития мировой экономики является расширение использования Интернета для гуманитарных и коммерческих целей. Формирование международной электронной торговли как нового сегмента международного бизнеса обусловлено прежде всего развитием научно-технического прогресса в сфере разработки и производства аппаратных и программных средств ведения бизнеса (компьютерной техники, волоконно-оптических сетей и средств передачи данных, всевозможных программных продуктов и самой сети Интернет).

В газете «Московский Комсомолец» еще в декабре 2001 г. была опубликована заметка «Космонавты сходили по магазинам прямо на орбите», где сообщалось о том, что космонавты Владимир Дежуров и Михаил Тюрин приобрели цветы и рождественские подарки для своих родных и близких, находясь на орбите на борту международной космической станции. Покупки были осуществлены с помощью виртуальной платежной карты VISA1 . Таким образом, уже 12 лет назад электронная торговля показала всему миру свой огромный потенциал и повсеместную применимость. Понятно, что торговля в космосе не станет в ближайшее время бурно развивающимся бизнесом, это всего лишь говорит о перспективных возможностях новых технологий.

Коммерческая деятельность с использованием сети Интернет позволяет серьезным образом снизить временные издержки на поиск товара, поставщика и оплату товара, благодаря чему она с каждым днем становится все более и более популярной, что, в свою очередь, повышает актуальность глубоких теоретических исследований данного вопроса и выработки практических рекомендаций по ведению бизнеса в условиях повсеместного распространения электронных средств коммуникации.

Интернет распределен по всему миру неравномерно. Наиболее высокое проникновение наблюдается в Северной Европе (94 %), Западной Европе (90) и Северной Америке (88 %).

В процентном отношении наибольшее проникновение Интернета остается в развитых странах — 81 %, по сравнению с 40 % в развивающихся странах и 15 % в наименее развитых странах. В декабре 2018 г. Международный союз электросвязи (МСЭ) представил отчет, в котором сообщил, что в Интернет выходят 3,9 млрд человек, или 51,2 % населения планеты.

Для Цитирования:
Савинов Юрий Анатольевич, Гаврюшин Олег Юрьевич, Тарановская Евгения Вадимовна, О стратегии развития электронной торговли. Международная экономика. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: