В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р) [1] и в Прогнозе научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г. (утвержден приказом Минсельхоза России № 3 от 12 января 2017 г.) [2] обозначен ряд проблем, связанных с организацией использования сельскохозяйственных земель, определены цели и задачи деятельности по их решению, в том числе по сокращению межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорению экономического роста и технологического развития, обеспечению продовольственного самообеспечения и поставок излишков продовольствия на внешние рынки, определена необходимость совершенствования систем расселения и территориальной организации сельских поселений.
Названными документами установлены принципы пространственного развития Российской Федерации, к которым отнесены:
— дифференцированный подход к направлениям и мерам государственной поддержки социально-экономического развития территорий с учетом демографической ситуации, особенностей системы расселения, уровня и динамики развития экономики и специфических природных условий;
— учет этнокультурного фактора при обеспечении социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
— рациональное природопользование, сохранение природного и историко-культурного наследия, обеспечение доступа к природным и культурным ценностям;
— учет интересов и мнения населения и бизнеса при планировании социально-экономического развития территорий;
— обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного природопользования и образа жизни.
Формирование системы правового и экономического регулирования земельных отношений и организации использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения должно соответствовать этим принципам на основе классификации сельских территорий по уровню социально-экономического развития, имеющемуся потенциалу экономического роста, в том числе земельному, плотности населения, социальному обустройству сельских территорий на основе дифференцированного подхода к определению направлений и мер их государственной поддержки. Такой подход должен быть заложен при разработке государственной земельной политики, направленной на создание справедливых условий для эффективного землепользования во всех регионах страны.
Об этом более подробно читайте в этом номере журнала.